КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Урок № 1: Практика социальной адаптации детей-сирот: «Рисуем субмарину»

11.01.2011

Разделы:

Мы начинаем знакомить читателя с опытом организации тренингов социальной адаптации для детей-сирот «Желтая подводная лодка». В ушедшем году при поддержке благотворительного фонда «Поделись теплом» нам удалось провести цикл занятий в Рыбновской школе-интернате и Шуйском детском доме-школе, при поддержке Благотворительного фонда Группы компаний А.Новикова - в Софьинском детском доме. Каждый курс длился по 3 часа и включал в себя различные упражнения и задания, объединенные определенной темой. Первым вашему вниманию представляем стартовое упражнение «Рисуем субмарину» из курса «Устанавливаем курс».

Движение боевого корабля трудно себе представить без наличия у него определенного заданного курса, цели. Поэтому первый «поход», а именно так зовется тренинг среди матросов Желтой подводной лодки совершается обычно к понятиям «цель» и «задачи» и называется «Устанавливаем курс». Начинается он с облачения матросов в форму. Старшие обычно пришивают пуговицы на гюйсах и заботливо одевают младших. Команда приводится в готовность к отправке. Построение. Звучит история нашей лодки, созданной выпускником детского дома Александром Гезаловым, происходит знакомство с командиром и инструкторами. Тренируемся сохранять тишину, чтобы не заметили «слухачи с других подлодок». Для этого стараемся тихо занимать свои места. Со второй попытки получается лучше. Вроде всё. Готовы к отплытию...

Комментарий: Целеполагание, по сути, ведущее умение, обеспечивающее способность человека достигать намеченных результатов. И если для детей, выросших в благоприятных условиях, до определенного момента отсутствие этого умения не так опасно, то вот для воспитанников детских домов его отсутствие может представлять опасность на уровне смертельной. Уметь ставить реальные цели, рассчитывать силы и ресурсы, понимать как и с помощью чего можно эту цель достигнуть - это база для развития социальной компетентности, базовое адаптационное умение, если хотите.

Программа социальной адаптации детей-сирот "Желтая подводная лодка"

Поход начинается с рисунка. Матросам предлагается нарисовать свою подводную лодку. Такой, какой они её себе представляют. Ребята рисуют собственные подводные лодки, дают им свои названия. Так появляются «Моряк 777», «Убийца», «Жизнь», «К-47», «Крисс», «Комсомолец» «1358» и другие суда. Бывают они с окнами и без, с одним, двумя, тремя перископами. С оружием и вовсе мирные. После - желающие презентуют свою лодку остальным, сопровождая описанием подробностей её устройства.

Комментарий: Первое занятие - всегда диагностическое. Рисунок может многое рассказать о развитии внутреннего мира ребенка, о его эмоциональном состоянии и даже о его интеллектуальных способностях. Дети нынче рисуют, откровенно сказать, плохо. Это отмечают практически все специалисты. Поэтому лишняя возможность организованно порисовать - всегда хорошо. В рисунке подводной лодки и наречении её имени тоже много диагностического. Но ключевое здесь все же то, что ребенок начинает постепенно погружаться в предлагаемую ему метафору, притчу, начинает работать с образами подводной лодки, моря, матроской жизни. Мы ему не задаем уже готовый образец: «Вот лодка: она такая и такая», а даем возможность достать его изнутри себя и работать с ним. Ну, а в именах подлодок сами понимаете, отражается многое. И общая установка, и интересы, и лексический запас, и настроение здесь и сейчас.

Далее на другой стороне листа матросы рисуют матроса из команды своей подлодки, как его себе представляют. Кто-то, конечно же, срисовывает с себя, поскольку все уже в форме, кто-то с командира, кто-то фантазирует. Рядом с матросом ребята пишут пять основных качеств, которыми он должен обладать, будучи под их командованием. А теперь ребятам предлагается посмотреть на эти качества уже со своей стороны. И качество, которое развито менее всего обвести овалом, которое развито больше всего - прямоугольником. Во время отметки сильных и слабых качеств просим ребят делать это максимально скрыто, чтобы не возникло соблазна осмеять написанное у соседа. Написав, сдаем командиру. Обычно мы не просим подписывать. Чтобы у детей не было мысли, что это может быть как-то использовано против него. Необходимо сохранять доверие.

Комментарий: Теперь, опять же не касаясь собственно себя напрямую, дети размышляют о матросе своей лодки. Наша программа «Желтая подводная лодка», в первую очередь, направлена на ценности, внутренние установки её участников. Нам не столько важно, чтобы ребята пошли, к примеру, после служить на флот, сколько то, чтобы внутри у них заговорил внутренний матрос, ведущий свою подлодку к цели. Не нарушая педагогической тайны, не будем озвучивать, какие качества ребята обозначили как недостаточные в них, а какие как развитые хорошо. Скажу лишь, что в этом акте проявилась, возможно, у кого-то и впервые, организованная мысль о собственном недостатке. Это ценно. И именно эти качества мы во многом и определим для себя как цели нашей последующей программы походов.

Начинать с изобразительного творчества первые занятия оправданно. Поскольку нарисовать, пусть даже какие-нибудь каракули, может каждый. Этот вид деятельности так или иначе доступен практически всем детям, и они с радостью откликаются на это предложение.

Итак, упражнение «Рисуем субмарину» погружает нас в тему нашей программы, запускает процесс ассоциирования ребенка и образа матроса, дает представление об эмоциональном и психологическом климате в команде, определяет «запрос» на развитие определенных качеств в рамках программы будущих занятий.

Алексей Газарян, командир Желтой подводной лодки

Продолжение следует.

Текст взят отсюда: http://www.dvaga.ru/master-klass/praktika-socialnoj-adaptacii-detej-sirot-risuem-submarinu.html#more-5935