КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Кнопка или ШПР по-детдомовски

15.01.2011

Разделы:

На днях Президент России на встрече с сотрудницами ивановских детских домов высказался за создание специальных курсов для приемных родителей. Но на самом деле они кое-где уже созданы, работу некоторых мне довелось увидеть в нескольких регионах. Безусловно, не все школы приемных родителей такие, которую увиделось, но то, что пока нет умной и грамотной системы помощи и поддержки приемных родителей, говорит количество возврата детей-сирот в детские дома. Вина не только на тех, кто вернул, но и тех, кто не сделал больше, чтобы возврата не было, то есть органы опеки, которые не несут ответственности за качество своего труда.

Недавно я был в одном регионе и посещал разные социальные учреждения. Вечером мы встречались с администрацией одного детского дома, где в здании бывшего детского сада живет около семидесяти сирот разного возраста. Я обратил внимание, что кнопка на выход была таковой, что пришлось звать людей повыше, мы ее достать так и не сумели. В общем, стандартный детский дом с запахом еды, шагающих строем, взявшись за руки, довольных сирот и нестандартной работой с приемными родителями, которую мне обещали показать, ведь она была отмечена грамотой губернатора. Меня очень интересовала работа школы приемных родителей, которую мне так рекламировали представители НКО, пригласившие нас с Алексеем Газаряном для проведения разных семинаров.

Первое, что бросилось в глаза и сознание, что эта самая ШПР находится в стенах детского дома. То есть в детский дом ежедневно приходят люди, глядя на которых, сироты думают, что пришли за ними. Люди в пальто и сумками шли в актовый зал, где проходят ШПР-занятия. Между тем эти люди чаще всего идут не за ребенком, а за неизведанной ситуацией: смогут ли они получить к себе благосклонное отношение со стороны тех, от кого зависит возможность получить сироту в свою семью. Но судя по тому, что мы увидели, большинство этих людей потом в детский дом уже не приходят. Они, как хорошо отбракованный материал, так и не стали теми, кем могли бы. И такую помощь им оказали те, кто вершит судьбу и детей-сирот, и тех, кто хочет им помочь обрести семью. Как оказалось, местночтимая система ШПР была настолько эффективна, что всего несколько сирот за год обретало семьи. Уже в разговоре мы узнали, что главное в работе этой школы сделать так, чтобы большинство сирот сохраняли систему детского дома в том укомплектовании, который необходим для самосохранения. Это беда многих сиротских учреждений и даже фактор, который не позволяет сиротам найти приемных родителей. Этакий скрытый мотив, почему так мало сирот обретают семьи. Детскому дому не выгодно терять детей, поскольку с ними теряются надбавки, прибавки, спонсорские подношения. Учитывая, что обеспечение в детском доме подушевое, если душ не хватает, значит, и обеспечения тоже. То есть работа ШПР, открытых при детских домах, не создает условий, при которых детский дом будет иметь меньший комплект сирот.

Уже потом мне стало ясно, почему и ШПР при детском доме, и почему им руководят люди, работающие на систему детского дом, а не на внешнюю среду, коей является приемная семья. Даже в процессе разговора сотрудники учреждения всячески делали акцент на то, что все-таки детям лучше в детском доме, они ж одна семья, а мы их мамы. Пап в детском доме мало, потому что работают одни женщины. Когда мы дошли до самой технологии работы с приемными родителями, которую нахваливали общественники, работающие с детским домом, и сами сотрудницы, оказалось, что главное в работе руководителя ШПР (по совместительству замдиректора по воспитательной работе) напугать приемных родителей. Да так, чтобы они узнали, что сироты дети алкашей и наркоманов, что у них поврежденные гены и т.д., что они плохо учатся. Цель всего этого, чтобы остались те, кто не испугаются пассажа о плохости сирот.

После такой презентации «сиротского пугала» естественно не появится приемных родителей, и сироты будут на своих местах. Подобный формат работы существует и здравствует в большинстве регионов России, потому что система уже просто так не отдаст сирот туда, откуда их изъяла некоторое время назад. До тех пор, пока у государственной системы будет такой подход к теме устройства в семьи, значительное количество сирот выйдет за ворота детского дома в неясную жизнь со смутными ориентирами, неумениями и незнаниями, как жить им с детдомовским прошлым. Они будут с большим трудом пробиваться в жизни из-за того, что когда-то не смогли обрести семью, поскольку были нужны для получения интернатной системой заработных плат, наград, помощи спонсоров. Уже покидая детский дом и топчась у входа с недоступной кнопкой, открывающей дверь наружу, мне подумалось, что кнопка устройства сирот, от которой зависит их переход в семью, находится еще выше, и ее достать еще труднее, если не сказать: чаще невозможно вообще.

Шеф-редактор сайта «Успешные сироты РУ» А.Гезалов