КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

ДИАЛОГ ЛЮБВИ

17.11.2010

Разделы:

За свою достаточно длительную работу в общественном секторе мне неоднократно доводилось наблюдать, как общественная организация, взяв благословение у правящего архиерея на социально-общественную деятельность, через некоторое время перестает представлять себя как православно ориентированную. Почему это происходит, ответ очень прост: организация через некоторое время ощущает нехватку средств, некоторое неприятие ее в различных инстанциях, а корень этих проблем видит именно в том, что она имеет некий церковный окрас. Возникает и вопрос, брать ли деньги на свою деятельность у всех подряд. А берут у всех подряд потому, что наличие или отсутствие у НКО денег становится самым важным. Технологии европейского фандрайзинга захлестнули многие НКО.

Технологий сбора средств много, и они чаще всего ориентированы на тех, кто отдает деньги, даже не задумываясь, на что они пойдут. А так как таких большинство, под это большинство и выстраивается поведенческая линия общественной организации. «Равнодушные деньги» - двигатель большинства российских НКО, к сожалению. Лидеры таких НКО не стесняются признаться в том, что готовы работать с кем угодно, лишь бы иметь возможность брать деньги и другие материальные активы. Это становится даже залогом некоего успеха. С сайтов убираются слова, что организация работает по благословению того или иного священника, архиерея, потому что в рамках общественного выживания этот фактор понижает ту самую выживаемость.

Лидеры НКО стараются в своих выступлениях говорить только светским языком, чтобы не навредить своему общественному реноме. Не дай Бог, если в речи будет несколько слов о вере и Боге, ведь тогда организацию по умолчанию отнесут к другому типу, и это понизит и материальный поток, и влияние. И читая статьи лидеров НКО, замечаешь, что они всячески стараются угодить своей нецерковностью; обороты речи грамотные и профессиональные, но без напоминания, что Бог есть любовь и что без этой любви жить невозможно. А любовь - это основа всего и вся. Так что у светских НКО есть профессионализм и знания, но нет веры и Христовой любви. А как она у них может появиться, когда контакт с церковными организациями крайне затруднен? У тех же, где есть второе, то есть любовь, нередко так мало первого, то есть профессионализма и знаний. Как все имеющееся у одних и у других совместить, давайте поразмышляем.

Есть доля правды в том, что те же чиновники не воспринимают всерьез церковные организации. Есть... Сам неоднократно был свидетелем того, как на какой-нибудь конференции или круглом столе представитель такой организации начинал эмоционально рассказывать, что все гибнет, никто не верит в Бога, всех надо срочно крестить и венчать. Что аборты грех, сиротство - наш грех и так далее. А о том, что конкретно делать, - ни слова. Чиновникам эти «выступления» только на руку; они, переглядываясь, улыбаются, потому что нет конкретики, и, пока хлещет море эмоций и «показательной любви», им можно расслабиться, ведь разговор идет не о них... Через некоторое время модератор конференции показательно порет выступавшего; осадок от того, что представитель церковной организации попал в диссонанс, остается. Он накапливается и приводит к тому, что такие организации стараются не звать на серьезные встречи. На нескольких последних конференциях по вопросам жизни сирот и других социальных групп таких организаций я не встречал. Возможно, появилась даже некая полярность: все в своих песочницах сидят и сами себе рассказывают, как сделать жизнь в стране лучше. Это плохой знак.

Часто бываю и на собраниях церковных благотворительных организаций, где в основе всего и вся разговор о том, что ближнего надо любить, как учит этому Господь и Евангелие, что в трудах аввы Дорофея или другого святого много об этом написано. Но редко можно услышать об обучении, повышении профессионализма, рефлексии, методических и научных обоснованиях. Потому что считается, что, если ты верующий, этого уже достаточно для свершения добрых дел. Но как ни странно, именно верующие добровольцы чаще выгорают, потому что внутренний замер веры не совпадает с внешними вызовами и проблемами. Лично я считают, что и церковные благотворительные организации просто обязаны идти по пути профессионализации, поиска способов не только обучения и саморефлексии, но и достижения такого уровня своей работы, чтобы влиять на общество, власть, СМИ, бизнес и светские НКО.

Неоднократно можно услышать мнение, что церковные организации не желают работать со светскими, потому что там нет верующих людей, они мало что понимают в вере и поэтому диалог невозможен. И вообще что с них, светских, можно взять? Считаю это большим заблуждением и ошибкой, потому что именно в совместной работе, диалоге можно явить той же светской организации совсем иной смысл служения людям, но не через забор неприятия, а в совместной деятельности. Показать, что деньги важны, но все же это не самое главное. Что любовь к ближнему - это не только профессиональные качества, но и Христова Любовь. Добиться того, чтобы совместный контакт подводил ту же светскую организацию к иным ценностям, переосмыслению своей работы.

Безусловно, чтобы диалог был равным, необходимо обучаться и желать идти вперед и тем, и другим. Диалог между светскими организациями и церковными необходимо налаживать обязательно, искать пути взаимоконтактов. От этого выиграют не только сами организации, но и те, о ком они заботятся. Ведь сообща можно сделать гораздо больше, особенно если соединить профессионализм одних и христианские ценностные ориентиры других взаимопроникновенно. Ведь и в этом мы являем любовь.

Александр Гезалов http://www.pravoslavie.ru/jurnal/42848.htm