КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Роль священника в социально-сервисном пространстве города

30.10.2010

Разделы:

...или эффект «богатой кружки»..

Роль священника Русской Православной Церкви чаще всего воспринимается очень однобоко - это делающий дело на территории церкви человек, без широких контактов в социальной среде местного сообщества, региона. Связано это прежде всего с историческим восприятием священника, как субьекта, выполняющего свои обязанности в рамках церковной структуры, ограды, прихода. Отпеть, повенчать, окрестить, освятить квартиру или офис - таким видят круг того, чем священник занят. Между тем, если вдуматься, то роль священника в социально-культурном пространстве города явно занижена, недооценена, и никаких подвижек к тому, чтобы эту роль усилить, пока не видно.

А именно его фигура может позволить приходу грамотно встроиться в государственную систему взаимодействия и сотрудничества, если знать, как это использовать на практике. Хотя для этого, тем же священником многое уже сделано. Просто для того, чтобы акцентировать свой ролевизм в социальном поле, необходима включенность членов прихода, социального работника прихода. По сути, священник выполнением своих апостольских обязанностей уже включился в социальное взаимодействие и в связь с теми, кто является заказчиком действия или Таинства. Но в определенный момент, совершив все это, священник возвращается в границы ограды храма, и уже выключается из процесса влияния на социальную среду, личности, коллективы, город вообще.

Поддерживающим звеном, цепочкой, лестницей мог бы стать социальный работник храма, в задачу которого входило бы поддержание контактов с теми, с кем контакт уже налажен самим священником. Часто слышал, когда начинал говорить с тем или иным чиновником о своем руководителе социального центра протоиерее Андрее Верещагине, оказывалось, что у того он кого-то крестил, кого-то венчал, и так далее. То есть знакомый человек, сыгравший определенную роль в жизни семьи этого священника. Или когда начальник органов опеки, звонит священнику и просит отпеть погибшего мужа, такая связь уже иная. И когда происходят контакты в тех же органах опеки по вопросам защиты прав прихожан или сирот, вопросы решаются гораздо иначе, нежели болезненные ударами лбом об стену недоверия и непонимания.

Из личной практики, могу сказать, что передача священником визитки директору детского дома или руководителю органов опеки, или начальнику тюрьмы, автоматически создает условия для продолжения контактов. Ведь восприятие священника совсем иное, нежели социального работника прихода. И вот задачей этого работника является продолжение этих самых контактов. Когда увидев или зная, что тот или иной руководитель взял визитку или буклет священника, значит, к этому начальнику уже можно подходить для решения системных вопросов, направления обращений от имени священника. Тут играет роль совсем иной памяти - событийной. Но для этого необходимо, чтобы социальный работник сопровождал священника на выездах, потому что там происходит его естественный контакт с теми, кто завтра может стать партнерами по социальной работе. Не сидеть в приходе и перебирать тряпки, которые принесли прихожане, а быть в социальных процессах, радом с батюшкой, все подмечать и записывать. Использовать возможность включенности батюшки в социальные контакты, для формирования среды общения и сотрудничества. Это технология поиска контактов и эффективных решений. Проще это сделать так, нежели прийти в кабинет и напоминать о том, что виделись на свадьбе или похоронах. А для закрепления связей, лучше всего появится в кабинете чиновника, уже через пару дней, пока голова чиновника помнит и событие и священника.

. То есть, в задачу социального работника входит наблюдение за тем, с кем общается священник и кому отдает свои визитки, и кто тот по должности в той или иной структуре, необязательно социальной. В роль социального работника входит поддержание контактов и связи, по сути дела, рабочего отношения, но гораздо глубокого, нежели отношения общестенника с чиновником.Личностные. Когда опытный социальный работник использует капитал влияния и участия священника в жизни чиновников, руководителей разных уровней. И старается решать вопросы за счет этих контактов, уровень эффективности прихода увеличивается, уровень доверия тоже повышается, ну и в кружке значительно прибавляется средств, а значит, есть возможность решать и другие задачи, которые стоят перед приходом. Потому что грамотное использование ресурсов тех, с кем знаком священник, без траты денег из церковной кассы, дает возможность безграничному решению любых, в том числе и социальных вопросов. Это называется аутосорсинг- умение пользоваться взаимными ресурсами. Но для этого, социальному работнику нужны знания, как их добыть и что делать? Умения быть рядом с «китом» батюшкой и извлекать из этого пользу для людей и прихода просто наиважнейшая задача. Этому надо учиться и учить.

Александр Гезалов, социальный работник Центра «Попечение» при храме св.вмчц Екатерины (г.Петрозаводск)







Идем в СИЗО



"Христос Воскресе".