КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Общая свеча

16.10.2010

Разделы:

Несколько лет проработав социальным работником в храме и познакомившись с технологиями работы в новой для меня области, могу сказать смело, что прихожане как-то по-своему понимают свою роль в делах доброделания нашей Церкви. Это связано во многом из-за пока еще не сформированной культуры жертвенности, либо средствами,либо личным участием. Чаще всего - первое, но опять же - личное. Люди не доносят до храма то, чем было бы можно организовать социальную работу и внести Вклад во Славу Бога и Церкви. Такие структуры уже работают несколько лет и ощущают дефицит в средствах. Хотя, те же протестанты и католики имеют профецит этих средств. Правда,можно говорить, что не деньги главное, но участие каждой десятины могло бы помочь многим. Системно. Были моменты, когда не было средств приобрести нибулайзеры задыхающемся от астмы детям, или оказать помощь погорельцу. В церковной казне средств не хватало, приходилось ходить по городу и просить помощи у бизнесменов, которые чаще всего отказывают, узнав, что просит церковная структура. Почему это происходит, поразмышляю.

История церковной благотворительности имеет богатое и успешное прошлое, ведь Россия всегда имела людей, которые нуждались не только в государственной поддержке, но и общественной. Русская православная церковь всегда была рядом с теми, кто был в нужде и страданиях. Можно вспомнить опыт создания при монастырях детских приютов для девочек и мальчиков, центры по поддержке бездомных, госпитали для воинов инвалидов, и так далее. Форм участия было много, при этом чаще всего в этом принимали участие прихожане храмов, кто средствами, кто лично. А те, кто не могли принимать участие в системной помощи нуждающимся, вносили свой вклад в церковную кассу, средствами,которыми потом организовывались добрые дела. В России даже сформировалась целая культура меценатов, которые давали средства, добровольных помощников, которые шли утешать в больницы, кормить нуждающихся, помогать строить храмы. За всем этим был жесточайший контроль, для этого надо просто заглянуть в церковные книги того времени, чтобы узнать, на что были потрачены средства, и какой от этого был эффект. Например,один меценат жертвовал деньги на строительство мельниц в деревнях, где их не было, чтобы крестьяне могли намолоть муку бесплатно, для своих семей. Другой меценат, давал деньги в городскую казну, чтобы беднота могла купить хлеб в городских магазинах подешевле. В советское время верующие собрали средства на целую танковую дивизию "Александр Невский".

В истории тюремного служения все имело иной опыт. Практически все состояли в местном тюремном приходе, и одним из моментов их досрочного освобождения было слово батюшки, который их хорошо знал, принимая исповедь,и мерилом работы тюрьмы, было именно покаяние осужденного. Если оно происходило, то по ходатайству священника, осужденного отпускали домой. Это было распространенным явлением. В наше время делались такие попытки, но в связи с тем, что в тюремный приход чаще всего ходит всего три процента осужденных, священник не может стать замерителем исправления осужденных. То есть, уровень доверия к священникам был высоким, как и участие прихожан,которые шли в тюрьму, чтобы донести до каждого осужденного Слово Божие,и таким образом участвовали.Таких примеров множество. Но такая форма участия доступна не многим, люди жертвуют сколько могут в специальные кружки, чтобы была возможность ими оперировать, решая те или иные запросы детских домов, домов престарелых. Конечно, можно и сказать доброе слово, а если нужны средства на ту или иную нужду, они значит должны быть. Тут важен вопрос координации и перераспределения их на нужды нуждающихся.

Во многом, благодаря жертвенности, спустя время появились многие подвижники и святые, которые оставляли сытую жизнь и шли на помощь людской нужде. Но это было не слепое раздаивание своих средств от продажи имений или акций, а Евангельское понимание, что просящему подать надо, но так, чтобы действительно ему помочь. Если это уже немощный человек, приютить в организованном на свои же средства хосписе, если мимохожий нищий, накормить и дать ночлег, или предложить работу,если вспомнить Дом трудолюбия созданный Иоанном Кронштадским, в основе которого было обучение и труд, в том числе и духовный. И когда говорят о том, что тот или иной подвижник тратил деньги на людей, он тратил не только для того, чтобы напитать их материально, но и духовно, учитывая, что уровень веры в тогдашней России был иным. Те же нищие не употребляли алкоголь, носили добротную одежду, которую им жертвовали люди, приходя в тот или иной город, посещали службы. Прихожане видели это и давали щедрые пожертвования, и даже селили у себя и давали потрудиться, если тот желал. Да и сами нищие понимали, что если не оправдают надежд жертвователей, те просто перестанут давать деньги на свою и на погибель спивающегося человека. Сегодня же, те же бездомные - это совсем другие люди, меньше всего нуждающиеся в деньгах, а более всего имеющие нужду в участливом участии,в спасении их заблудших душ. Но для этого необходима организованная и грамотная помощь,начиная от кормления, общения со священником, поиском выхода из сложившейся ситуации и желания ее исправить. Но хаотичная помощь прихожан на улицах городов сводит на нет системную работу тех или иных структур.

К примеру, в Польше очень просто решили вопрос с бездомными, им просто переставали подавать на спой деньги и они вынужденно потянулись в центры реабилитации. Люди передавали свои десятины именно в эти центры. Сегодня же, церковная благотворительность еще только встает из пепла. Появляются новые должности на приходах, центры помощи и поддержки нуждающимся. Есть и православные приюты по работе с сиротами. Центры работы с наркоманами и бездомными, бывшими заключенными. Но церковь ощущает дефицит добровольцев, средств и просвещенности прихожан в том или ином социальном вопросе. Когда социальная структура храма или монастыря не имеет финансовой возможности организовать ту или иную социальную работу, потому что люди не доносят свои жертвы до специально установленных кружек,то люди искренне считают, что подавая бездомным или просящим у них, они действительно творят Жертву.

В разговоре с батюшками и настоятелями монастырей часто слышу это, они и готовы открыть общественную столовую или центр по работе с вышедшими из тюремных уз, но средств катастрофически не хватает и социальный работник вынужден носиться по городу, вместе с батюшкой, собирая неликвидную помощь, чтобы организовать то или иное социальное действо. Но просто средства,которые падают в уличные шапки, до храма не доходят. Потом еще можно услышать упрек, что православные плохо помогают нуждающимся, и как хорошо помогают протестанты. Но потому и хорошо помогают, что вопросы со средствами у них не стоят, даже благодаря именно этому, они приникают в социальные учреждения. Тут встает уже вопрос не в конкуренции, а что за деньги можно много чего добиться. Церковь-это место, где мы молимся и обращаемся к Богу, стараемся духовно просветлится, ищем способы стать лучше и чище. Но и в участии помощи Церкви, мы тоже должны делать это с разумением, и стараться отдавать десятину зная, что она действительно поможет, а не погубит на улице того или иного бедолагу. Так что общая свеча лучше личной,для того,чтобы помогать нашей Церкви быть более сильной, более участливой.

А.Гезалов