КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Далекая любовь

26.09.2010

Разделы:

На днях CAF опубликовала разгромную и унизительную для российской благотворительности статистку. Вдумайтесь, из 153 стран оцененных эффективности деятельности НКО в мире, оценка деятельности наших общественных институтов оказалась такова, что мы оказались на задворках мировых благих дел. 138 из 153 возможных. Такая большая страна, столько добрых людей, столько собирается добрых средств. СМИ исписано информацией о том, как то тут, то там собрали большие суммы нуждающимся тут и там. Тут провели благотворительный аукцион, здесь дали обед, в АШАНЕ корзинами собрали памперсы и игрушки, там деятели культуры одели футболки, которые потом продали на аукционе. Сбор помощи едет лавиной в помощь сиротам, больным детям, нуждающимся. Но почему мы так далеки от того, чтобы помощь все же была эффективной? Системы нет, умной, осознанной, ответственной.

Испытав шок и желание пойти работать на ближайший завод, бросить то, чем занимаешься уже много лет, сгореть со стыда, думается - почему мы так низко пали в рейтинге добрых дел, начинаешь понимать, что все же собранные деньги не главное, главное, как они потрачены и дали ли они эффект и прибыль в будущем. Ситуация с социальными группами стабильна также, они продолжают нуждаться, даже когда взрослеют, переходя из одной социальной группы в другую.138 из 153 возможных.

Надо признать, что российские НКО за последние пятнадцать лет научились собирать деньги, русский фандайзинг один из самых эффективных в Европе, народ у нас добрый, щедрый. Этими деньгами общественные организации также научились затыкать государственные дыры. Собрав куш-кэш, приобретается то, что не качественно выполняет гос. система, тут как раз и реализуются народные средства. Но так как дыра такова, что не зарастает опять идут по кругу сборщики общественных податей. К примеру, на том же пресловутом Западе, общественные организации не делают то, что делают наши НКО. Взяли, потратили, одев футболки пожелтее, побежали задорно собирать снова. Никто не требует от них отчета социальной ответственности, эффективности, изменение вектора помощи. Нужны слезоточивые фотографии, менее всего эффективность, перспектива, дальнесрочное решение проблемы. Или изменения ситуации в последующем созданном проекте. А ведь вложение в долгоработающие проекты во многом могли бы снять многие социальные проблемы. К примеру, обучение персонала детского дома навыкам и знания профессиональной ориентационной работы с сиротами. Эффект будет прост, знания помогут воспитателям оказать квалифицированную помощь сиротам, а тем выбрать востребованную профессию. Падеж сирот будет гораздо меньше. Или получив грант, поработать с преподавателями школы, чтобы те стали более качественно работать с теми же сиротами. Качество знаний детей-сирот будет выше, а значит и востребованность в обществе и так далее. Нет же, создаются проекты дистанционного обучения сирот, надо много обучения сирот, прикроватного обучения сирот, развивая у них иждивения за деньги, потому что на этот «спасительный проект» завтра опять дадут денег. НКО выбирают долгоиграющие проекты, приносящие ей эмоции труда спасения ближних, прибыль, но никак не эффективность. От этого страдают те, кому это НКО помогает. Но социальная ответственность не является нормальной. То есть нормой. Казалось бы недавно грянувший кризис, должен был изменить отношения НКО, бизнеса, ан нет, ситуация стабильно также. Не научились извлекать пользу из того, что уже есть польза - денег. Часто превращая их во вредные.

Ежедневно в России регистрируется десятки фондов, столько же уходит в прошлое, но приходящие на смену НКО, сохраняет технологии и заветы тех, кто еще вчера принимал деньги для того, чтобы завтра пропасть в небытие. Недавно я общался с девушкой из одного региона России, она решила создать организацию помощи сиротам «Белые волшебники», и на вопрос, как такой бренд воспримут чиновники, если надо будет что либо лоббировать перед ними, написать письмо, участвовать в обсуждении тех или иных проблем, она ответила, что это их проблемы. Пусть как хотят, так и воспринимают. Ведь дело не в названии, а сознании, что делать благие дела легко, просто и оказывается безответственно, давая какое хочешь название, и как угодно решать вопросы сирот. Которым деваться некуда, они же ждут этой помощи, сидя на сиротском стульчике. 138 из 153 возможных.

К сожалению можно смело говорить, что Россию охватило эмоциональная благотворительность, вернее перешло в эту новую и странную стадию. Непрерывно продолжающуюся. Все потому что социальный заказ на такой вид благотворительности исходит не от потребностей истинных социальных групп, а количества сбора средств, которые дадут только на тот или иной проект, эмоциональный. Ведь для того, чтобы, что либо собрать, нужны слезы и душераздирающие истории. Доноры, в том числе и нередко западные попадают на этот посыл. На эмоции попадаются сами НКО, их лидеры, жертвователи и бизнес структуры. Часто консультируя последних узнаешь, что многих интересует быстрый эффект, показательность и жалостливость сюжета в СМИ, как дяди в галстуках пришли на территорию приюта и были добрыми. Слово социальный проект, все чаще можно слышать, но как-то робко. Корпоративная тоже благотворительность мало кого интересует, чаще всего в обременение некоторых сотрудников вменена опека детского дома. Поездки, сбор подарков и т.д. Создавать сложные, с дальней перспективой проекты мало кто хочет.138 из 153 возможных. Нам нужен эффект, а не эффективность. Доказать им, что проект такой будет долгосрочным и даст эффект через несколько лет, мало кого интересует, благовидный вид нужен сейчас. Это дает вес в глазах партнеров, госчиновников, знакомых и близких. И это хочется поддерживать и далее. Разговор о патриотизме и светлом завтра пугает.

Одним из важных моментов провалом в работе наших НКО я вижу плохую работу со СМИ, потому что считается, что это не самое главное. Главное дойти до донора и убедить его в его плюсах, взять помощь, эффектно ее потратить и искать новые инвестиции. Поэтому многие НКО никак не ведут свои сайты, их ТИЦ (индекс цитируемости) и PR крайне низки не только по интернет параметрам, но и в глазах общества и власти. Они крайне редко пишут в СМИ самостоятельные статьи и обзоры, представляя интересы своей социальной группы. Не участвуют в работе «круглых столов» и иных формах взаимодействия с теми, от кого зависит изменения сознания по отношению к благотворительности, общества, власти и СМИ. Не стараются войти в рабочие группы, искренне не понимая, зачем. 138 из 153 возможных осознает это. А между тем, голос НКО все реже можно вообще услышать, потому, что все переходит, в том числе и политическую плоскость. Если вы в такой-то партии, тогда милости просим, самочинцы, до свидания. В основе понимания плохой работы со СМИ и властью все тот же - сбор денег, для деятельности, а все иное не наше дело. Между тем, до сих пор общество так и не знает, чем и как живут сироты, бездомные и что надо сделать, чтобы изменить эту ситуацию. Им застилают глаза информацией об их несчастии, как и сколько передали помощи. А ведь то же общество могло бы эффективнее участвовать в жизни тех же сирот, зная, что им не нужны подачки от волшебников от НКО, им нужна семья того гражданина, который не зная, что его семья может на отданные благие деньги мог бы содержать сироту в своей семье. 138 из 153 возможных. И что никакое детское несчастье нельзя заместить красивой игрушкой. Пока что бедных и несчастных спасают внешним па-де-де (хореографический термин).

Между тем, на западе часто вопросы социальных групп решаются простым механизмом-лоббизмом. Влиянием на власть и общество, часто без денег, вручную. Когда проблемы тех, кто нуждается в заботе государства транслируются от местных НКО, которое умело, маневрирует, отстаивая интересы, проводя слушания, акции, выступления в СМИ и т.д. Для нас пока что это темный лес. Потому что проще собрать деньги, не портить отношения с грантодающей организацией - государством. Проще получить подачку, за которой последует следующая порция. 138 из 153 возможных. Да и чаще заграничные НКО вкладываются в проекты, которые дают прибыль, для тех, кто в этом участвует, чаще всего это те, для кого помощь собиралась. К примеру, открыли социальный магазин вторичной одежды (Second Hand), где работают люди с ограниченными возможностями. И окрестные люди знают, что лучше всего разместить свои вещи для продажи тут, потому что это дает рабочие места, и часть средств идет на помощь тем, кто не может работать по медицинским показаниям. Прежде чем создать подобный проект, идет не только оценка эффективности, но и то, как этот проект будет влиять на разные стороны жизни тех, кому помогают и тех, кто помогает. Термин умная благотворительность тут уместна.

Из своей практики могу назвать не много проектов и программ, которые бы давали эффект в работе с социальными группами. К примеру, проведение адаптационных летних лагерей для детей-сирот, потому что известно, за время пребывания в лагере сироты не обретают ничего, кроме новых знаков иждивения и расхлябанности. Строительство при социальных учреждения храмов и часовен, когда наличие такого духовного центра влияет на всю систему. Деятельность при церкви обществ трезвости, клубов выпускниц детских домов, работы с отказами от детей в родильных домах. Есть перспектива, всегда быть с Богом. Умные проекты есть, но их не так мало. А денег собирается столько много, столько, что об этом никто не знает. Российским НКО пора понять, что их социальная ответственность влечет за собой и поумнение общества и государственной системы. Оздоровление. Ведь больное государство и общество поставляет тех, кому мы помогаем завтра. Когда умное и рачительное воздействие на них улучшит и тех и других. А пока мы 138 из 153 возможных в мире, по помощи ближним, значит и жизнь наша на таком же месте. Ведь не деньги же правят миром, в конце-то концов.

ЗЫ.
На днях, я встречался c одним меценатом. И я спросил его, для чего он хочет помогать нуждающимся, на что он мне ответил, что хочет благодати Божией, то есть от Бога, давая благо другим. И готов учиться, как помогать умно. Таких нынче 1 из 153 возможных. Надежда есть.

Александр Гезалов.
Шеф-редактор сайта:«Успешные сироты РУ»