КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Источник жизни – детство

01.06.2010

Разделы:

Мы часто возвращаемся в детство, оборачиваемся, ищем в нем радостные и грустные моменты, ответы на вопросы дня сегодняшнего, заложенные родителями или неравнодушными людьми. Это для многих спасительно, важно, утешительно. Если ребенок рос в семье, это для него просто - мама и папа в своем жизненном любящем естестве могли дать то, что потом дает опору в жизни. Воспоминания - очень важный ресурс, прошлое во многом формирует нас, наши поступки и многое другое, от здорового сна до тяжелых комплексов.

У всех бывает разное детство, разное прошлое. А если в нашем прошлом кроме родителей участвуют еще и бабушки с дедушками, то багаж человека возрастает в разы.

В детском доме работают в основном женщины, то есть мужчина не участвует в жизни ребенка. А хорошо ли это? Ведь ребенок даже подсмотреть не может, как вести себя по настоящему, по-мужски. Факторов личностного роста слишком много.

Безусловно, вернуться в детство бывает и сложно и стыдно - слишком многое зависит от того, в каких условиях оно проходило. Часто мы слышим, что военное или прожитое в коммуналке детство тоже бывает счастливым. Но как раз в этом состоит заслуга родителей, которые смогли даже в трудное время, дать ребенку счастливые моменты жизни. Куда сложнее возвращаться к детдомовскому детству, детству казенному, устроенному государством, рядом находящимся персоналом, чужими людьми, разделенными между собой обязанностями и вынужденностью быть рядом. Разные люди, из разных семей, часто в рамках детского учреждения разговорами, поведением, поступками решающие свои проблемы... Их часто неудачная семейная жизнь оказывается на виду, а это у обделенных семьей детей формирует негативное мнение о семье.

Что остается в памяти? Те или иные фразы, слова, поступки рядом живущих людей, ответы на вопросы, чуткость или равнодушие... Все это накапливается и формирует личность. В детском доме это сделать сложнее, потому что сумма положительного контакта крайне ничтожна. Хорошо, если на пути ребенка окажется жертвенный человек, готовый отдавать себя и свои знания, но таких людей в детских домах единицы. Ребенок самостоятельно обретает новые корни, новые понимания, и часто это происходит без участия рядом находящихся взрослых людей, которые не успевают за его растущим спросом и предложениями.

В редком контакте с взрослыми людьми детдомовскому ребенку сложно получить необходимые ответы на жизненные, пока детские вопросы, он их «надумывает» сам, часто формируя искаженные представления. Для того чтобы сложились верные представления, опять же, необходим контактер-маркер, а единственный контактер - воспитатель занят решением совсем иных проблем возникающих в детском коллективе.

Это не вина детского дома, это объективная беда. Низкий уровень компетентных знаний создаст трудности потом, завтра, в процессе адаптирования ребенка в новой жизненной ситуации. Плохая информированность, слабое понимание жизни, межличностных и семейных отношений, ненормальное личное отношение к жизни - все это создает для ребенка сироты настоящие трудности выживания. Ведь часто в тяжелый момент жизни мы оглядываемся назад, ищем ответы на вопросы именно в прошлом. Это наш личный дополнительный ресурс, убежище, приватная территория. И чем меньше таких возможностей, тем сложнее, труднее выживать в общественном море, не обладая живительным ручейком детства. Ведь даже для создания семьи необходимо обладать большим набором подсмотренных в семье качеств. Сначала подглядывая, а позже ровняясь на отца и мать, ребенок накапливает опыт, с которым будет проще созидать новую семью.

А если такого опыта нет?

Именно из-за его отсутствия так часто детдомовские ребята терпят фиаско, пытаясь построить семью с человеком, выросшим с родными. Уровень семейной подготовки (простите меня за такое сравнение) у семейных детей гораздо выше. У детдомовского ребенка есть объективные сложности в адаптации в созданной семье. Ведь оглянуться и вспомнить как в той или иной ситуации поступали родители, у него нет никакой возможности. Детский дом таких знаний не дает. Таким, предъявляя к детдомовскому ребенку требования быть «качественным семьянином», нужно понимать, что он не обладает соответствующими знаниями, ему самому нужны помощь и поддержка. Кто захочет возиться с такими проблемами?

Людей, готовых строить отношения с выпускниками детдомов - единицы. Этот крест тяжек для обоих. Чтобы помочь сироте, от его будущего супруга требуется очень многое, подчас противоположное: о сироте нужно заботиться, но перед сиротой нельзя трепетать...

Многим не понятно, почему сироты часто женятся друг на друге. А именно поэтому - потому что ручеек детства у обоих одинаково сух. Часто и эти семьи распадаются по той же причине - сух ручеек прошлого и у него, и у нее. Чтобы человеку было, куда повернуть свою память, чтобы можно было обратиться - пусть и в прошлое - за помощью к добрым и любящим родителям, ему нужна семья - главный источник жизни.

Шеф-редактор сайта «Успешные сироты ру»
Александр Гезалов
ПРАВМИР РУ