КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Гопники России

29.03.2010

Разделы:

Семки, кепка, штаны «Abibas»... В современном обществе гопник стал фольклорным персонажем, способным по популярности конкурировать с прежними чукчами и Вовочками. Интернет-пользователи создают десятки «официальных» гоп-сайтов, придумываются классификации «четких» и «ровных» пацанов, а рэпер Сява зарабатывает неплохие деньги на пародийных песенках «Бодрячком» и «Ну-ка на-ка». В это время настоящих, не мифических гопников исследуют серьезные ученые. Сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов рассказал корреспонденту «Недели» Дарье Варламовой, откуда берутся и куда пропадают «реальные пацаны».неделя: Кого наука считает гопниками?

дмитрий громов: Я занимаюсь молодежью в целом, в том числе и уличной средой, молодежными группировками. «Группировка» вообще не очень точное понятие - оно ассоциируется с криминалом, а я под группировками понимаю уличные компании в широком смысле слова, некий социальный слой, который существует довольно стабильно еще с конца XIX века. Последние 25 лет за представителями этого слоя устоялось самоназвание «пацаны». Гопниками себя пацаны не называют, это название внешнее, хотя в последнее время наиболее продвинутые «пацанчики» узнали, что есть такое слово. Но даже они гопниками называют агрессивную часть пацанской среды. И чтобы человек сказал: я гопник - это редко, разве что позерство.

н: Есть много версий происхождения этого слова...

громов: Да, «Государственное общежитие пролетариата» и так далее. А у слова «пацан» - забавное происхождение: у крестьян юга России считалось, что свинья зовет своих поросят криком «поц-поц». И «пацанами» стали называть вначале поросят, а потом и детей. А Даль не поленился вставить это слово в словарь живого великорусского языка. Использовать это слово для обозначения молодого человека, который проводит время на улице, стали в середине 1980-х. Но ни в одном из известных мне современных словарей слова «пацан» в этом значении пока нет.

н: Получается, гопник и пацан - это синонимы? Или гопник - все же более агрессивный, утрированный образ?

громов: Скорее утрированный - злобный такой, драчливый парень. А вообще при исследовании уличной среды необходимо выработать определенные параметры, по которым можно охарактеризовать конкретную группу. На одном полюсе окажутся миролюбивые и толерантные уличные компании, на другом - организованные, близкие к криминалу группировки, предполагающие обязательность участия и своеобразную «культуру» драк; здесь складываются представления о неуважаемых «непацанах», которых стоит третировать. Сейчас в обществе вырабатывается скорее мифологизированный образ гопника, который щелкает семки (семечки. - «Неделя»), сидит на кортках (корточках. - «Неделя»), говорит на определенном языке, в чем-то напоминающем язык падонков. Я допускаю, что где-то такие замечательные ребята есть, страна большая, но скорее создание образа этакого прикольного придурка - это все-таки игра пользователей интернета, далекая от реальности. Плюс этот образ накладывается на общественные фобии, так как в интернете в основном сидят образованные люди, биологические противники гопников, так сказать.

н: То есть это механизм психологической самозащиты?

громов: Да, в том числе. Но это только один из факторов. О том, что это мифологизация, я могу судить по тем историям, где рассказывается про мои родные Люберцы. В Люберцах никто не сидел на кортках никогда - у люберов была специальная моторика, они ходили важно, вразвалочку. Были популярны шутки о том, что некоторые любили оттопыривать руки при ходьбе, как будто бицепсы настолько толстые, что руки невозможно опустить. А семечки грызли, как ни странно, в основном интеллигентнейшие люди.

н: Образ гопника универсален в России?

громов: Не могу сказать об этом с полной уверенностью - вопросов пока больше, чем ответов. Но скорее всего в столичных городах гопников меньше - слишком много других форм досуга, отвлекающих молодежь от улицы, плюс разнообразие социальных возможностей. Вообще сейчас гопники постепенно «вымирают». Отчасти на это повлиял демографический кризис - раньше молодые рабочие семьи активно заводили детей, по дворам без присмотра бегала куча ребят... Сейчас такого нет. Плюс уменьшается количество территориальных сообществ «по районам» и увеличивается количество идеоцентрических. Например, когда был подъем движения нацистов, пацанские уличные группировки массово переходили в скинхеды, это считалось более престижным.

н: А в кого обычно вырастают «пацаны»? Уходят в криминал или становятся почтенными отцами семейств?

громов: Сложно привести какую-то статистику - не всегда можно четко сказать, относится человек к пацанской среде или нет. Достаточно многие уходят в криминал. Опасный был период как раз во времена люберов, в конце 80?х - начале 90-х. Я спрашивал у разных людей, что случилось с пацанами из их компаний - называют от 10 до 75% смертности в молодом возрасте. Возможно, это преувеличение. Но был момент криминальных войн между группировками, всплеска наркомании. А кто-то успешно социализируется - истории разные.

н: Считается, что гопники - ребята из неблагополучных семей.

громов: Я бы сказал, из рабочих семей, хотя выражение «молодежь рабочих окраин» - вообще штампованное, надо употреблять его осторожно. Но ведь в одних школах с рабочими ребятами учатся и дети академиков, они тоже могут стать своими в таких компаниях. Например, по временам своего детства помню троих хулиганов: один был сыном художника, другой - заслуженного артиста, а третий - известного прибалтийского поэта (смеется). А многие ребята из рабочих семей были спокойными, дружелюбными и миролюбивыми. Но есть некоторые закономерности - пацанские группировки обычно появляются в рабочей среде, в домах, где взрослые хорошо знакомы между собой. Обычно это ведомственные дома от заводов. В таких местах молодежь более сплоченная. Или в домах барачного типа, где тесно и в принципе негде уединиться - общая кухня, маленькая жилплощадь, вот они и выходят на улицы. Есть мнение, что в частных застройках пацанов меньше - более слабая заселенность, дети заняты на огородах.

н: Что влияет на агрессивность гопников?

громов: Отчасти - воздействие взрослого криминала, когда молодежные компании встраиваются во взрослую криминальную жизнь. Хотя бывает так, что профессиональные взрослые группировки стараются с уличной молодежью не связываться, чтобы не «светить» свои дела. Есть отдельные более криминализованные регионы, где действительно есть обыкновение сидеть «на кортках», как принято на зоне. Например, несколько районов в городе Новочеркасске в 50-70-х годах. В 30-х здесь была создана целая «детская республика», туда свезли беспризорников из детских домов со всего юга России. Там действительно сложилась очень криминальная система. Одна моя знакомая помнит, как во дворах старые дедушки-карманники учили детей воровать, как в романах Диккенса.

н: Гопников не назовешь джентльменами - откуда сексистские наклонности?

громов: Сексизм свойственен криминальным агрессивным группировкам. Мужское сообщество, организованное в молодежной среде, не предполагает существования женщин. Формируется представление, что пацан - «властелин земли», а женщины должны только удовлетворять его потребности. Поэтому в наиболее агрессивных группировках девочки подвергаются жесткому прессингу, но не везде. И говорить надо скорее о неписаном своде правил, которым девочка должна соответствовать, чтобы не было проблем. Главный фактор - сексуальная доступность: чем порядочнее ведет себя девушка, тем больше ее уважают. Критерии «порядочности» могут быть разные - иногда достаточно надеть мини-юбку, чтобы барышню сочли распущенной. В каких-то компаниях за поведение девушки отвечает ее парень: в случае чего ему сделают внушение или даже изобьют.

н: Что такое «пацанские правила»?

громов: Я отношу их к категории «обычного права» - неписаной системы, которая регулирует отношения в обществе. Жизнь пацанов предполагает ситуативную конфликтность с другими, отсюда правило - защищать своих. Есть и другое понятие - конструирование маскулинности. У молодых людей из пацанской среды есть свои представления о «настоящих мужиках». Это может быть криминальная эстетика или, скажем, как в 40-х-50-х годах, влияние солдат-фронтовиков.

н: А откуда берется гопническая «униформа» - все эти кепки, шапочки на глаза, широкие штаны?

громов: Откуда вообще мода берется, вы мне можете объяснить? Вот и я про шапочки ничего сказать не могу. Может, это в драке удобно, когда глаз не видно? В одежде пацаны часто ориентируются на удобство - спортивная одежда, не стесняющая движений, кожаная куртка, которая защищает в драке. Но есть и своеобразное щегольство в пацанской среде. Одежда должна быть чистой, новой, некоторые группировки принципиально носили, например, непрактичные белые шарфы - чтобы продемонстрировать свою чистоплотность. Да и тот же «Адидас» в советское и послеперестроечное время был ого-го какой модной одеждой

Это просто ярко выраженный вариант обывателя-мещанина

Александр Ремнёв 19 лет, любитель эмо-музыки:

- Сейчас гопниками называют тех, кто носит спортивные штаны и кожаные куртки. На самом деле это давно не так. Они уже научились выглядеть более-менее прилично. Жаль, их внутреннее содержание от этого не поменялось. Они носят строгие костюмы за тысячу долларов, но при этом совершенно не могут избавиться от черно-белого восприятия жизни. Для них душевные песни под гитару - это хорошо, а тяжелые гитарные рифы - плохо. Успех у них измеряется только деньгами. А уж о рефлексии гопники даже не слышали. На волне популярности эмо-культуры к ней примкнули лишние люди, например, малолетние девочки. Они тоже ограниченны, поэтому внутри субкультуры родилась еще одна субкультура - эмо-гопота. Гопники - это просто необразованные и самоуверенные люди, а такие были и будут всегда.

Юлия Исаева, 23 года, танцует хип-хоп:

- Самоирония - крайне важная черта современного человека. Если она есть, то у человека есть шансы выжить в этом мире, где мозг моментально зарастает жиром. Если ее нет, то он гопник. Он воспринимает себя как единственно правильную форму жизни. Поэтому к гопникам можно отнести многочисленных звезд отечественного рэпа и ритм-энд-блюза. Если изложить их тексты в одной строчке, то получится: «Посмотрите, какой я крутой, потому что у меня много денег». К сожалению, гопники не только не вымирают, а преумножаются. Все потому, что с экранов телевизоров нам бесконечно рассказывают о людях с такой смещенной системой ценностей. Вот все и повторяют, как обезьянки.

Денис Окопнюк, 22 года, студент, металлист:

- К гопоте отношусь с презрением, это отбросы нашего общества. Однажды гопники даже отняли у меня телефон. Немного стыдно за то, что не смог постоять за себя тогда, но зато сохранил здоровье. Субкультура - вещь возрастная. Говорят, в 25 лет ты либо умираешь, либо перестаешь быть панком. Так и во всех остальных субкультурах. Адепты субкультур - люди начитанные и просто перерастают в один момент свои увлечения. Но после 25 лет, я считаю, можно продолжать слушать любимую музыку. Жизненный путь гопников складывается иначе. Многие просто попадают в тюрьму, их манит тюремная романтика. Насколько я знаю, непосредственно гопники появились в 90-х, а до этого они назывались как-то по-другому. В зависимости от времени хулиганов называют по-разному. И они не исчезают, просто перерождаются.

Александр Кочин, безработный, 26 лет, хиппи:

- Гопник - это ярко выраженный вариант обывателя. В разные времена они по-разному назывались или вообще без названия существовали. Постепенно будет вымирать карикатурный образ гопника с семками и получится мещанин. Будет как в Европе. А субкультуры исчезают и появляются, для них есть единственная причина существования - актуальность.

Александр, 20 лет, студент, панк:

- Те, кто мирно пьет пиво во дворе и спорит, у кого наклейка на «Жигулях» круче, претензий особо не вызывают. Я с ними просто не пересекаюсь. Хотя в России их много. Страна такая. Образ жизни, привитый с 90-х, создал комфортную среду для гопников. В любой субкультуре есть свои «быдланы». Таких, думаю, никто не любит. Есть у меня один знакомый, которому удавалось за полгода угадывать моду следующего сезона. В свое время он был эмо, потом поклонником инди, стал нью-рейвером, потом еще кем-то, а сейчас выглядит как настоящий гопник. Может, через полгода и остальные модники станут носить спортивные штаны?

Певец гоп-культуры

Рэпер Сява - сценический образ пермского диджея Вячеслава Хахалкина. В 2008 году он разместил в интернете клип на песню «Бодрячком!». Это видео взбудоражило большое количество пользователей Рунета. Творчество Сявы - пародия на современную гоп-культуру. Но говорят, многие молодые люди воспринимают его буквально и даже подражают этому образу. Сейчас Сява пишет уже второй альбом и собирает полные залы во время гастролей по России. Для тех, кто с его творчеством не знаком, приводим с трудом выбранные четыре строчки - совсем без мата отыскать не удалось.

Отрывок из песни «Отдыхаем хорошо»

Топчем, топчем танцплощадку./ Горячо как в сауне (жара ваще)./ А потом на утро (к Светке) всей толпой как дауны (ха-а!)./Ускоряет музычку, диджей е*ашит соло.

А вам они жить мешают?

Ровшан Аскеров, знаток из игры «Что? Где? Когда?»: И им можно дать отпор

- В моем представлении понятие о гопниках размыто. Я слышал о них, но никогда не бывал в тех местах, где они «тусуются». В любом случае, на любое действие есть свое противодействие, поэтому даже гопникам можно дать отпор.

Артемий Троицкий, музыкальный критик : Не завидую жителям спальных районов

- Мои тропинки с ними не пересекаются: я не езжу в общественном транспорте, рынки не посещаю, даже пиво не пью. Сталкиваюсь лишь с остаточными продуктами их жизнедеятельности в общественных местах - «блевота», битое стекло, бытовое хамство и жлобство. Не завидую жителям спальных районов, которые каждый день сталкиваются с вечно смердящей шпаной. В 80-х годах питерский рокер Майк Науменко дал исчерпывающее определение гопникам: «Кто хлещет в жару портвейн, кто не греет пива зимой./ Кто плюется как верблюд, кто смеется как козодой?/ Кто гадит в наших парадных, кто блюет в вагонах метро./ Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок перо? Это гопники! Они мешают нам жить».

Аскольд Запашный, дрессировщик: Они напали на меня в Самаре

- Это банальное отсутствие культуры. Жизнь «по понятиям» без малейшего понятия нравов и порядка. Я не нахожу ни одного качества в их поведении, которое можно было бы охарактеризовать положительным. Именно представители такого слоя населения напали на меня в Самаре. Но, слава Богу, все обошлось хорошо. Я за свободное поведение и самовыражение, но не посредством группового похода по городу с целью набить кому-то морду.

Елена Ковригина, ведущая прогноза погоды на «России»: Нравы диктуют волчьи законы

- Со времен Зощенко и Достоевского гопники не перевелись, хотя и претерпели немалые изменения. Современные нравы диктуют волчьи законы. В силах каждого избежать встречи с ними. Главное - не ходить по темным переулкам.

С сайта УСПЕШНЫЕ СИРОТЫ РУ