КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Русская деревня вымирает из-за нехватки дураков

11.03.2010

Разделы:

Священник Алексий Вавилкин, коренной москвич, еще в молодости уехал из Москвы и теперь служит в Завражье, в селе с легендарной историей. Сейчас Завражье пришло в упадок, рабочие ставки сокращаются, два храма, в одном из которых крестился Андрей Тарковский, а в другом - служили предки о. Павла Флоренского, находятся в аварийном состоянии и без статуса. Отец Алексий размышляет о том, что его побудило уехать в провинцию, с какими неожиданными трудностями он там столкнулся и почему вымирает современная деревня.

Спасти село - значит спасти Россию

-Отец Алексий, как вы, москвич, оказались в Завражье?

-Это была моя давняя мечта - уехать из Москвы, хотя к Москве у меня нет неприятия, потому что это - одновременно город многих грехов, но и самого большого количества святынь в России. Уже с юности я начал прислуживать в нескольких храмах, потом оказался в Тверской, Ярославской областях. Был рукоположен в диаконы архиепископом Евлогием к Свято-Троицкому собору города Гусь-Хрустального. А через три года рукоположили в священники, хотя я трижды отказывался от этого, сознавая, что это очень большая ответственность перед Богом и людьми. Через 6 лет по благословлению духовника и правящих епископов Костромского и Владимирского перешел в Завражье.

-А ведь многие священники стремятся служить только в Москве и нигде больше...

- В деревне очень трудно в наше время. В городе можно не столкнуться с правдой жизни и с трудностями, на первый взгляд очень простыми, но неотступными: каждый день топить печку, носить воду, отсутствием автобусов, такси. Например, недавно сломалась машина, и пришлось идти восемь километров пешком в тридцатиградусный мороз. Или дымоход в церкви ломается. Но эти мелкие проблемы: печки, водопровод, машины, не дают решать глобальные. Поэтому чуть ли не каждый день возникает желание все бросить и уехать оттуда. И это состояние посещает меня периодически вместе с печалью и отчаянием. Живя в деревне, трудно говорить о каких-то идеальных представлениях и мечтах, весь идеализм тут быстро испаряется.

-И через какое время это происходит?

- Я думаю, через год, и то, смотря в каких условиях жить. Если в старообрядческих деревнях люди живут одними взглядами, им проще, то в Завражье сложно с двух сторон: с материальной и из-за общего состояния населения Завражья, хотя это состояние большинства сельского населения России - равнодушное отношение к жизни. Если человек сначала верил, что он живет при справедливой советской власти, а потом вдруг справедливой оказывается демократическая власть, то он начинает не доверять государству. И если человек разуверяется в одном, потом в другом, а потом ему и к вере трудно прийти. И если в составе государственной власти нет людей, которые реально возрождают Россию, то все это влияет на народ. Попытки возрождения еще как-то видны в городах, но в сельских условиях - их совсем не слышно, а даже наоборот. Например, в Завражье прямо на наших глазах за эти три года был продан колхоз московским инвесторам, потом эти инвесторы, получив серьезные кредиты по национальным проектам на развитие сельского хозяйства, оказались банкротами и ударились в бега и теперь они под следствием. Затем колхоз перешел в банк, а банк распродает все его имущество. Поголовье скота за эти три года сократилось примерно в пять раз и все идет к тому, что вскоре скота вообще не останется. И поэтому, видя по телевидению, как государственная власть заботится о сельском хозяйстве, а с другой стороны, наблюдая, как в реальной жизни это же сельское хозяйство полностью разрушается, очень сложно говорить о каком-либо возрождении страны. Выход из этой ситуации один - в обращении русского народа к Богу, а это почти невозможно в условиях не то чтобы сытой, а беззаботной жизни, и почти бесконтрольной продажи алкоголя с утра до вечера.

Восемь лет с правом переписки

-Беззаботная - это безработная жизнь?

-В Завражье есть дачники, у которых местное население может батрачить, колхоз, который скоро развалится, магазины, администрация, школа, сокращающая штат, но, к сожалению, нет самого главного - идеалов и стремления возрождать свою малую родину. От обращения людей к Богу зависит духовное возрождение России, а экономическое - от государственной власти.

-А что нужно сделать, чтобы народ пошел в храм?

-Священник Алексей Мечев в конце XIX века в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке восемь лет служил один с псаломщиком, и только через восемь лет к нему пошли первые духовные чада, видя, что он действительно истинный пастырь. Поэтому восемь лет - это тот срок, который нужно ставить перед собой, молиться, а там уже будет видно. Самое главное - исполнять свои священнические обязанности согласно совести, вере и духовной присяге. В апреле будет три года, как я служу в храме Сошествия Святого Духа в Завражье. В Завражье приходится трудно, потому что до меня сменилось два священника, они служили по полтора - два года, но не выдержали не столько условий местной жизни, сколько общей атмосферы села. Два года храм был приписан к священнику, который жил за семьдесят километров от села, приезжал раз в два месяца служить. Такая смена священников очень влияет на духовное состояние и на веру местного населения, потому что после этого нужны годы, чтобы народ пошел в храм.

-На какие средства вы восстанавливаете храмы Сошествия Святого Духа и Рождества Богородицы?

-Мы пока сделали только временные постройки: крышу, колокольню, а на капитальную реставрацию требуются очень серьезные средства. В пятидесятые годы при образовании Горьковского водохранилища храм Сошествия Духа на две трети обрушился в воду, у храма Рождества Богородицы в воду обрушились колонны, а колокольня была разобрана. Берега укрепили за счет государства, но исследование вновь образованного грунта еще не проводилось и поэтому, прежде чем восстанавливать храмы, нужно восстановить фундамент, а потом вести речь и о дальнейшей реставрации храмов, которые находятся в плачевном аварийно-критическом состоянии. Кроме затопления и разрушения, они еще и жестоко эксплуатировались местными предприятиями.

-И сколько денег нужно на восстановление храмов?

- Изготовление рабочего проекта и сметы в 2003 году оценивалось в три миллиона рублей реставрацинным управлением Троице-Сергиевой Лавры. Проект - это пять процентов от общей стоимости реставрации. Мы обращались за помощью в разные места, писали и президенту, и губернатору, и депутатам Совета Федерации Виктору Пугачеву и Александру Тер-Аванесову, к Швыдкому, нынешнему министру культуры Авдееву. Но это пока ни к чему не привело. Президент отписал на Костромскую администрацию, Костромская администрация посоветовала перевести храмы в федеральную собственность и включить в федеральную программу «Культура России». Но на этом пути возникло много сложностей, начиная с паспорта БТИ, который уже изготовлен, но получить его невозможно, потому что здание бесхозное. Нужно, чтобы за храм взялся неравнодушный чиновник и довел это дело до конца, или какой-то серьезный частный инвестор заинтересовался бы судьбой наших храмов, судьба которых, как и самого села Завражья, неразрывно связана с историей России.

Безоружные победили многооружных

-И чем интересна история Завражья?

-Завражье было основано князем Юрием Долгоруким за сто лет до основания Юрьевца, хотя название Завражье появляется только в XIX веке и обозначает «за оврагом». Село раньше называлось Коряковской волостью, а то место, где сейчас стоит храм Сошествия Святого Духа, носило название Пречистенского погоста. В современном понимании погост - это кладбище, но раньше погостом называлась стоянка князей во время их объезда своих владений, в этих местах устраивались храмы, постоялые, княжеские дома, дворцы, и вся остальная жизнь. Коряковские жители участвовали в Куликовской битве в составе засадного полка городецского князя Владимира Андреевича Храброго, и этот полк решил исход Куликовской битвы, потому что именно после удара Засадного полка татары отступили. Есть свидетельства об участии местных жителей в Ливонских войнах царя Иоанна Грозного, но самые значительные события, связанные с Завражьем - события Смутного времени, когда в приволжской местности действовала армия Лисовского. Эта армия взяла большинство русских городов: Москву, Коломну, Ростов и другие. Им не удалось захватить Троице - Сергиеву Лавру и Пречистенский погост. Когда войско Лисовского после двойного разорения Юрьевца и сожжения Кинешмы стало переправляться на левый берег Волги, местные крестьяне, видя неминуемую гибель, молились Господу и местночтимому всероссийскому святому преподобному Макарию Унженскому и дали обет, что в случае победы в этом сражении, построят монастырь в Его честь. И случилось настоящее чудо. Крестьяне без огнестрельного оружия одержали победу над сильнейшим войском. Летопись говорит об этом так: «немощные побеждали сильных, безоружные - многооружных, правоверные - злочестивых одолели, ибо Милость Божия и Богородицы им помогала, и преподобный Макарий являлся полякам и побеждал их». После окончания Смутного времени по обету был основан Свято-Троицкий Макарьевский монастырь в трехстах метрах от Пречистенского погоста, но был закрыт при Екатерине II и стал существовать только как безприходный храм, приписанный к Пречистенскому погосту. В 50-х годах XX века при строительстве Горьковского водохранилища этот храм затопило и теперь он находится под водой и на этом месте плавает буй с крестом, устроенный в память о затопленных святых местах.

-Отец Алексий, каким образом Тарковский и Флоренский оказались связаны с Завражьем?

-Предки Павла Флоренского служили дьячками в храмах Пречистенского погоста. Некоторые считают, что их род и фамилия происходят от казаков Флоренков. Эти казаки были в составе войск поляков и русских изменников, но, видя чудеса, происходящие по молитвам русского народа, обратились к Богу и остались служить в местных храмах. Другие считают, что это старинная церковная фамилия, происходящая от мученика Флора. Что касается Андрея Тарковского, то родственники матери Андрея Тарковского жили в Завражье, и сюда привез рожать свою жену поэт Арсений Тарковский. В храме Сошествия Святого Духа Андрея Тарковского крестили. Маленький Андрей прожил в Завражье первые полгода своей жизни, затем во время войны два года вместе с матерью и сестрой они жили в Юрьевце, а в Завражье приходили за продуктами, которые меняли на драгоценности, как это показано в фильме «Зеркало».

Село вымирает из-за нехватки дураков -Что вы делаете для возрождения сельской жизни?

- В 2008 году решением местного губернатора был образован проект «Социально-экономический и духовно нравственный комплекс Завражье». Этот проект заключается в том, что создается сельский общественный совет, в который входят помимо депутатов администрации, все здоровые силы села, которые хотят ему пользы и возрождения и совместными силами решают насущные задачи. Организация этого комплекса связана с возрождением храмов, организацией работы духовно-просветительского центра, но, в первую очередь нужны люди, а людей сложно привлечь, потому что нет средств, и выходит, нужны подвижники, которые смогли бы реализовать задачи социально-духовного комплекса. Но, к сожалению, пока проект остается только на бумаге, и из всех этих задач получилось только несколько: повысить статус местного музея Павла Флоренского и Андрея Тарковского до уровня областного, а также начать организацию особо охраняемой природной территории туристско-рекреационного назначения «Завражье».

Мы пытаемся восстановить не только храмы, но и возрождать древние традиции. К нам приехала опытная псаломщица из Костромы, и теперь в нашем храме пение совершается по крюкам и знаменам. С 2008 года к нам постоянно приезжают различные московские молодежные организации: «Клуб Петра и Февронии», действующий при храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, православное молодежное общество «Сретение» и др. В прошлом году «Сретение» организовало недельный лагерь: молодежь помогла с покраской колокольни, с обустройством источника и т.д. В этом году «Клуб Петра и Февронии» и «Сретение» планируют провести более продолжительные и масштабные лагеря.

В русском народе живет предание, что деревня не стоит без блаженного человека или по-народному - дурака. Раньше в каждой деревне был такой человек, но сейчас блаженных становится все меньше и поэтому деревни вымирают. Село всегда спасало Россию, в Смутное время в городах от постоянного клятвопреступления сначала Борису Годунову, потом самозванцу Василию Шуйскому, другому самозванцу терялась вера, а в деревнях она сохранялась, и ради нравственной жизни Господь слышал молитвы сельских жителей и приходил на помощь. В деревне все живут на виду друг у друга, это сохраняет людей от греха. К сожалению, сейчас это уходит. Но если погибнет деревня, погибнет и Россия, поэтому деревню необходимо спасать, чтобы спасти Родину и Православие.

Чем можно помочь Завражью

В первую очередь, необходима машина. Помочь достроить дом священнику, чтобы ему не приходилось ездить 8 км до храма. А также можно приехать потрудиться в Завражье с лагерями от «Сретения» и «Клуба Петра и Февронии» или своим ходом, предварительно связавшись с о. Алексием Вавилкиным.

Реквизиты прихода с. Завражье
Приход Богородицерождественский, Шарьинское ОСБ РФ No 4366
ИНН- 4412001970
КПП- 441201001
р/с 40703810129190000536
Костромское ОСБ No 8640, г. КОСТРОМА
БИК- 043469623
к/с 30101810200000000623
Адрес: 157995, Костромская обл., Кадыйский район, село Завражье
Телефоны: +7 906-096-51-17; +7 920-644-04-88; 8 (49442)3-66-39
Эл. почта: zavrazhie@narod.ru

Елена Тюлькина