КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Разные дороги

09.03.2010

Разделы:

В тексте первой кудряшке инфантильность была названа ключевой особенностью психологии детей-сирот, выделялась инфантильность социальная и психологическая. В этой кудряшке будет рассмотрен еще один аспект инфантильности - инфантильность эмоциональная, которая представляет собой своего рода недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональная инфантильность проявляется в том, что дети-сироты переживают небольшое число радикальных эмоций, и эти эмоции быстро сменяют друг друга.

Заполняем с детьми анкету, Петя переругивается с Олей. Настроение у Пети - веселое. Предлагаю сфокусироваться на задании, читает, пробует что-то написать, не получается - гневно бросает ручку на стол, обижается. Настаиваю - пытается что-то сделать, получается - радуется. Встречается с трудностью - в гневе откладывает работу. Настроение меняется быстро и радикально.

Почему это происходит? Отсутствие нормальных условий, - а именно семьи, - исключает из ситуации развития ребенка ключевые элементы, которые замедляют и искажают формирование его индивидуальных особенностей личности, в том числе и эмоций.

Эмоции формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, в первую очередь - с ближайшими взрослыми. Назначение эмоций в том, чтобы показывать человеку, какой смысл для него имеет та или иная ситуация и подсказывать действия. Так, страх является маркером опасности и заставляет бежать и прятаться, любовь к родителям - показывает ребенку их значимость и заставляет прислушиваться к ним. Без помощи взрослого, младенец способен испытывать всего две эмоции- удовольствие и неудовольствие. Удовольствие означает, что то, что происходит, хорошо и надо продолжать, неудовольствие - надо менять ситуацию. Этими двумя состояниями и ограничивается эмоциональная жизнь младенца, которая присуща ему изначально. Развитие эмоциональной сферы происходит тогда, когда ребенок оказывается в сложных ситуациях, обладающих для него множеством смыслов, и если рядом есть взрослый, который помогает назвать те эмоции, которые он испытывает.

Например, на прогулке с бабушкой трехлетний малыш разбил коленку. Каким смыслом обладает для него эта ситуация, кроме непосредственной боли и какие эмоции вызывает? Во-первых, она означает возможность получить жалость бабушки, и это связанно с чувством любви и нежности, во-вторых, эта история позволит показать друзьям шрам, и эта возможность наполняет его чувством гордости, далее - он вспоминает про порванные штаны, а это означает наказание родителей, и тут же возникает чувство страха, как показатель потенциальной угрозы. Таким образом, каждая ситуация обладает множеством смыслов и пробуждает множество различных эмоциональных реакций. Однако и этого оказывается недостаточно, если рядом не будет взрослого, который поможет ребенку выделить эти переживания и назвать их. Как отреагирует чуткая бабушка, способствуя развитию ребенка? «Ну, что ты, маленький мой, не плачь, я так тебя люблю (называет ребенку чувство любви), ты такой сильный, я так горжусь тобой (чувство гордости), не бойся, мама давно хотела эти штаны выкинуть (помогает осознать страх)». Таким образом, полноценная ситуация развития имеет множество смыслов для ребенка и соответственно провоцирует разные эмоции, также в ней присутствует взрослый, который помогает ребенку разобраться со своими переживаниями, называть их и использовать повторно.

Ни того, ни другого, к сожалению, не происходит в обыденной среде детского дома. Ситуации, в которых оказывается сирота, похожи скорее на младенчество, где в основном есть всего два типа факторов: приносящие удовольствие и причиняющие боль. Соответственно и у ребенка нет необходимости переживать новые эмоции.

Если ребенку из полной семьи необходим весь набор дорожных знаков , потому как жизнь его разнообразна, полна неожиданных поворотов, запретов на объезд, приятных парковок и т.д., то сироте достаточно и одного светофора: «хорошо! продолжайте»; «плохо! остановитесь» и «внимание! пока непонятно». Дорожные знаки некуда применить, ибо дорога всего одна. А даже если бы и появились вдруг какие-то ответвления, то рядом с ребенком-сиротой нет толкового инструктора, который научил бы ими пользоваться.

Такие инструкторы, правда, есть на Желтой Подводной Лодке. Но не у всех есть она...

Артем Гебелев, психотерапевт

http://www.dvaga.ru/