КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Самое сложное — прийти в детский дом — с пустыми руками.

22.09.2010

Разделы:

Можно обижаться, не соглашаться, спорить, доказывать обратное - но кому, как не бывшему детдомовцу говорить о том, что нужно сироте? Кто лучше поймет, в чем нуждается государственный ребенок, каковы его мечты и как он может реализовать их - заслуженный педагог, перечитавший горы литературы и знающий о детских домах по книгам и из лекций теоретиков или человек, вышедший из детского дома?

Мы можем только предполагать, что детям нужно подарить то-то и то-то, привезти такие-то вещи, показать такие-то музеи и поговорить о том-то и том-то. Александр Гезалов - человек, который может рассказать о нуждах и мечтах сирот - из первых уст. Прежде всего, потому, что он сам когда-то о чем-то мечтал. А так же потому, что многое из того, что ему привозили, вручали, отдавали - было ему без надобности, это было то, без чего он запросто мог бы обойтись.

Александру - больше чем нам всем понятно, в чем ошибка волонтеров, приезжающих в детские дома с кучей вещей, с подарками, сладостями. Они раздают вещи среди детей или воспитателей, умиляются грустным детским глазам, с непомерно взрослым взглядом - и уезжают в свою обычную повседневную жизнь, к своим семьям, к своим неразрешенным проблемам. И ведь многие искренне хотят помочь, считают, что теперь жизнь брошенных детей станет чуточку проще, чуточку краше. Однако в итоге, становятся одними из безличной вереницы «спонсоров», выращивающих в детях чувство жалости к самому себе, потребления, чувства, что им все должны, и учащих сирот спекулировать своим сиротством, выставлять его напоказ.

Почему же большинство людей, искренне переживающих за детей, желающих помочь им - все же попадают в эту ловушку? Кто-то просто не знает - что еще он может сделать, может быть, не задумывается о последствиях. Не догадывается, что сам учит ребенка брать просто так, брать и ждать, что привезут еще, не ценить - потому, что привезут снова. Другие идут по этому пути потому, что путь этот проще. Сразу виден результат - дети хватают подарки, разбегаются по углам, жадно вцепившись в добычу, сразу же разворачивают конфеты, печенье. Дети хором скандируют вам - спасибо. Воспитатели улыбаются вам, дети поют песню про мамонтенка, и вы испытываете чувство очищения и осознания выполненного долга. Вы думаете - теперь у ребенка есть, во что играть, во что одеваться, и вы накормили его сладостями на некоторое время. Ребенку остается только наслаждаться полученными дарами и теперь, поскольку он больше не нуждается в таких бытовых вещах - направлять свою энергию на получение каких-то моральных благ. Волонтер удовлетворен - дети обеспечены не хуже домашних семейных детей. Дело сделано. Справедливость восторжествовала.

Однако - за внешним благополучием - суровая реальность. Игрушки будут тут же разломаны - чтобы не достались тому, кто сильнее. Одежда будет собрана заботливыми воспитателями - на «торжественный случай». Конфеты тут же съедены. Мне понадобилось три года - чтобы привить детям желание читать, желание выбирать себе книгу, желание ее перелистывать, открывая для себя новые миры, жизни. Если бы я просто привезла детям книги в детский дом - книги были бы брошены на полку, затем под полку, под стол, стулья - разодраны без сожаления на куски... Первое время я покупала детям дорогие игрушки - и не понимала, что они просто не умеют в них играть. Дорогой джип на пульте управления тут же оказывался без колес, пульт грызли зубами, выдергивали и выкидывали батарейки. Несколько месяцев мне понадобилось, чтобы понять, что самая дешевая машинка, со снимающимися колесами - принесет больше пользы и будет более понятна детям. Но сколько волонтеров сразу же согласятся со мной, что дешевый пупс с комплектом одежки - принесет больше пользы, чем импортная дорогая кукла, умеющая разговаривать, ходить, закрывать глаза и даже ходить в туалет? Я думаю - почти никто...

- Абсурд! - скажет мне человек, который приезжает в детские дома и видит полупустые полки в детских комнатах, обычные советские игрушки и конструкторы - Такие дорогие игрушки развивают детей! Учат их заботе о младших! Кроме того, они красивые и поэтому детям захочется играть с ними... Но, я знаю, что эта дорогая кукла будет безжалостно разломана, если ее не заберут заботливые воспитатели и не запрут в шкаф, до прихода комиссии или проверки. Заберут из лучших побуждений - чтобы не сломали.

Помогать не разово - помогать постоянно, адресно - это уже напряжно. Это уже требует терпения, сил, постоянства. Это уже другой уровень ответственности - когда от сирот не отмахиваются - вот, на получи, это все, что у меня есть, чтобы поделиться. Это все то, что я насобирал, что мне отдали, что я сам купил на лишние деньги. Отвечать за тех, кого приручил - это уже быть с детьми. Это когда проблемы детей - становятся вашими проблемами, когда уже нельзя жить как раньше, вернуться домой и отмахнуться от чужих проблем. Это уровень - когда ты уже никогда не сможешь вернуться домой и жить как раньше.

Когда впредь - делаешь, пусть мало, сколько можешь - но постоянно. На этом уровне ответственности включается уровень переживаний, волнений - а это уже хлопотно. Это уже требует мобилизации душевных сил, времени. Это уже та телега, в которую один раз впрягшись - не скинуть, не опрокинуть - потому что если вы бросите ее - вы уже тоже никогда не сможете жить дальше так, будто ничего не происходило.

А потому - большинство и выбирает легкий путь - очищения себя, решения своих психологических проблем - путем «помощи детям». Большинству гораздо проще кинуть десять-двадцать рублей на выходе из магазина в непонятную урну «пожертвования сиротам» и не задумываться, куда и зачем пойдут эти суммы.

И даже не надо вдаваться в подробности - как и на что пошли деньги.

- Я перевел такую-то сумму, я поучаствовал, я волонтер... Можно говорить: «Но ведь всех не спасешь, всем не поможешь, я не смогу обеспечить всем достойное детство». Но вспомните притчу о морских звездах, выброшенных на берег. Маленький мальчишка бегал по пляжу и кидал некоторых обратно в море. Тысячи и тысячи при этом все еще оставались на берегу. И мальчишке сказали: «Что же ты делаешь? Это все напрасно. Ты не сможешь спасти их всех!». «Да, всех не спасу. Но мне уже удалось спасти некоторых!».

Мы можем спасти одного. Хотя бы одного. А кто-то другой спасет другого. Кто-то спасет нескольких. И все вместе мы можем спасти многих. Возможно тот, кого спасем мы - в будущем спасет кого-то еще. Может быть, он просто станет обычным человеком и создаст самую обычную семью - и НЕ СДАСТ своего ребенка в детский дом. Стоит ли это наших усилий? Может ли достичь сирота успеха? Может ли он достичь успеха сам, без посторонней помощи?

Чтобы ответить на этот вопрос - надо понять, что же такое успех. Что включает в себя это понятие?

Для кого-то достичь успеха - это купить лимузин или хаммер. Для кого-то - достичь внутренней гармонии, слиться со средой, получать удовлетворение от жизни, своей нужности, осознания своей значимости, понимания цели своей жизни. Кто говорит с сиротой о смысле жизни? О чем мечтают сами выпускники, какой образ успешного человека выстраивается перед их мысленным взором? Успешного довольного миллионера? Чтобы показать сироте многообразность мира, его сторон, возможностей - которые есть у самого ребенка - нужны годы общения. Годы совместного препровождения с ребенком. И к сожалению - другого пути у сироты нет. Дети, растущие в семьях - нуждаются во взрослых, в их помощи, наставлении, присмотре - с младенчества и до вступления во взрослую жизнь. Сироты - такие же дети. И нужды у них те же самые. Не конфеты, не Макдональдсы, не красивые шмотки и дорогие игрушки - вещи не заменят им взрослого друга, товарища, неравнодушного к детским проблемам - идущего рядом с ним на протяжении всего его взросления.

Что останется ребенку - после посещения детского дома очередной группы волонтеров?

Красивая кофта - не представляющая для ребенка никакой ценности, так как он не ценит модную и новую одежду? Пара конфет? Книга, которую он никогда не прочитает? Игра, в которую он никогда не сыграет? Что же можно сделать, чтобы остаться для ребенка не одним из сотен волонтеров, встретившимся на его пути. Не безымянным спонсором. А человеком - который чему-то его научил, что-то помог понять, осмыслить?

Самое, наверное, сложное - прийти в детский дом - с пустыми руками. В конце концов - мы живем в то время, когда в детских домах идет неплохое финансирование от государства. Да и сотрудники детских домов - сейчас далеко не такие, как это было несколько лет назад. Дети в детских домах достаточно хорошо питаются, одеты и обуты. Мы уже не в послевоенное время живем.

И все же прийти в детский дом с пустыми руками - потребует о волонтера недюжинной храбрости и знания многих коммуникативных и педагогических методик. Волонтер в таком случае - должен быть интересен сам по себе. Должен иметь некий внутренний стержень - так как иначе дети его не примут. Почувствуют слабину. Он должен суметь заинтересовать детей и предложить им что-то вместо ожидаемой халявы, так привычной детдомовским детям.

Если вы наберетесь смелостью и сможете прийти к детям и предложить им себя, свои умения, навыки, свой опыт - вы будете вознаграждены. Не сразу. Спустя время, может быть долгое время. Может быть, вы даже не узнаете об этом... Что вы сможете предложить ребенку, детям? - Возможно, вы сможете научить игре на гитаре. Или привьете ему любовь к книгам. Или может быть, научите его вязать, шить, рисовать. Даже если по каким-то причинам ваши с ребенком пути разойдутся - вы подарите ему умения, которые он сможет использовать потом в течение всей жизни. Умения, которые в какой-то момент смогут помочь ему выжить, выбрать правильный путь, выстоять.

Может быть, вы сможете обучить его какому-то ремеслу, каким владеете сами - и он всегда сможет добыть себе кусок хлеба. Вы можете играть с ребенком в шахматы, танцевать, играть в футбол, петь, может быть даже печь пироги и варить суп. Вы можете научить его плотничать. Шить себе одежду. Делать прически. Просто задумайтесь - любой ли ребенок сможет, выйдя из детского дома - ходить в цирк, кино, Макдональдс? Да, любой... Любой ребенок сможет туда прийти и поесть или насладиться зрелищем- независимо от того, сколько раз до этого он выезжал на развлекательные поездки в город с волонтерами.

А сможет ли он самостоятельно планировать свою жизнь, зарабатывать, считать зарплату, разумно тратить ее, обеспечивать себя? Сможет ли он создать полноценную семью? Ведь даже в обычном мире, у выросших в семье взрослых - столько возникает проблем, при создании семьи. Одной большой любви к сожалению, не достаточно - чтобы прожить вместе много лет. Нужно еще и терпение, и опыт, и работа над собой, и желание делать что-то на благо своей семьи. Семья - это большой труд и работа - с двух сторон.

А кто научит этому сироту? Кто подскажет, что необходимо, чтобы твоя семейная лодка не разбилась о быт?

Задумываемся ли мы, что то, что вносим в детский дом мы с вами - люди в детском доме случайные, желающие только помочь, облегчить страдания, помочь материально - как наши заезды отзовутся потом на детях? Можем ли с уверенностью сказать, что подарки, которые мы дарим сироте - только за то, что он сирота - пойдут во благо? Стали бы мы так же одарять своих детей? Не избаловало бы их такое внимание? Мне кажется, что лучше всего подскажет, как поступать - наше сердце. И понимание того, что дети сироты - такие же дети, как и те, что растут в семье. Если став взрослым - выпускник детского дома не будет чувствовать себя не таким, иным, странным - это ли не успех?

И если мы сможем помочь ему в этом - не в этом ли мы сможем состояться - как волонтеры, друзья и приемные родители?

Руководитель Санкт-Петербургского филиала Союза успешных выпускников детских домов России
Приемная мама 5 детей
Александра Александрова
http://www.uspeshnye-siroty.ru/