КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Другое детство

30.11.2009

Разделы:

Другое детство, вот та тема которую в этом году обсуждали на второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. Какого же другого детства не достает нашим детям? 2009 год был объявлен годом равных возможностей. Много было сказано слов, но как показывает практика мало было сделано реального дела. На этой конференции психологи, педагоги со всей России попытались разобраться чего же не достает здоровым и особым детям? Какие проблемы и потребности возникают и как их решить. Конференция длилась три дня с 25 по 27 ноября и проходила она в здании Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) на Сретенке. МГППУ были и одними из организаторов конференции. И многие сотрудники и студенты этого университета принимали в ней участие.

В рамках конференции были подняты вопросы:
- Психологической реабилитации детей и подростков,
- Трудное детство( бездомные дети; живущие в не благополучной социальной среде, возникающая агрессия у ребенка),
- Говорилось и о одаренных детях (о их особенностях, о их развитии. Проблемах, которые тоже возникают при гипер положительном случае. Одаренность как свой уход от нормы в абсолютный плюс.)
- Об образовательной среде для ребенка с особенностями.

(Нужна ли специальная, коррекционная школа, как показывает опыт России; или интеграционная(инклюзивная), как показывает нам прогрессирующая, своими результатами, практика Запада и в отдельных случаях и Россия (Интеграционная школа Ковчег)). Как соединить обучение с социальной адаптацией и созданием благополучной, сформированной эмоциональной сферой ребенка с особенностями?

- О Психологии сиротства. Какие проблемы возникают?

А проблем оказалось гораздо больше, чем путей их решения - Жестокость общества к таких детям; Стереотипы общества отдавать силы самым лучшим, умным, красивым, послушным; Не развитая культура приемных родителей - родители хотят хорошего и послушного, а как только так не получается, родители отторгают ребенка, потому что он не оправдал их ожидания.

И кто может об этом трезво рассуждать?

Психологи и педагоги, которые не пережили опыт детдомовского детства? Сами детдомовцы, которые вышли из этого детдомовского мира? Наверное... Хорошо, если эти люди, неся в себе этот горький опыт- встают на путь решения и помощи детям из детских домов. Зная проблему и чувствуя этих ребят изнутри.

- Обсуждались и вопросы создания поддерживающей среды и комплексной реабилитации детей с различными диагнозами. Был рассказан опыт Болгарии, где дети со специальными потребностями являются полноценными и полноправными членами общества и образовательной среды. Говорилось и о волонтерских проектах, как форме помощи и как противостоянию массовой бездушной культуре. Как реальному виду деятельности, которой может заняться каждый человек, не безразличный к проблеме сиротства и детей инвалидов, в не зависимости от специального образования и статуса.

Много времени было уделено вопросу - Нужно или нет интеграционное образование в России? Был показан пример интеграционной школы Ковчег, которая успешно работает по принципам интеграции уже 20 лет. Был показан пример Новосибирска и Сибири в целом, что регионы нуждаются в школах интеграционного типа. Детей с ограниченными возможностями становится больше. Коррекционные школы уже не справляются с этой проблемой. Во-первых, большое количество учеников, во-вторых, не хватает специалистов( как молодых, так и обученных новым методам и технологиям уже имеющихся сотрудников), в-третьих, пройдя коррекционную школу особый ребенок остается абсолютно не адаптированным к этому миру и жизни. Поэтому потребность в интеграционных (инклюзивных) школах очень острая.

Раз все мы живем на этой планете, значит и жить (работать, учится, общаться) нам надо всем вместе - не прячась, не стесняясь, не озлобляясь на детей с ограниченными возможностями. И поэтому считаю интеграционную школу единственно возможной средой обучения и воспитания человека с моральными принципами, человечного, умного, понимающего в не зависимости каков он. Рецепт один - не будем жестоки друг к другу, не будем делится на своих и чужих. И если есть желание, знания, стремления и чуткость, то все получится у педагога или психолога в работе с любыми детьми. И если есть такая школа, как Ковчег, которая показала, что это возможно. (совместное, интеграционное образование) То почему другие отказываются попробовать?

Много вопросов было поднято. Много было обсуждений и дискуссий . Но ответили ли специалисты на них - покажет только практика- реальное дело и помощь фондам, центрам, детским домам. Ведь показателем мира и мирного, любящего сосуществования всех: и здоровых и инвалидов и сирот - будут сами дети, их счастливая жизнь. Жизнь в семье, а не в детском доме, Жизнь, где чувствуется помощь и внимание других, Жизнь, как интеграционная школа, где всё для всех, не зависимо от диагноза.

Участница Конференции «Другое детство» Юлия Залесова