КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Пролетая над гнездом кукушки

05.12.2008

Разделы:

Что имеет в «багаже» житейского опыта выпускник детского дома, начинающий самостоятельную жизнь?

Лозунг «Каждому ребёнку - семью», видимо ещё долго будет оставаться в качестве «добрых намерений». Прежде всего, потому что, согласно общероссийской статистике, среди воспитанников детских домов «круглых сирот» всего 7%. Остальные 93% - это социальные сироты, у которых формально семья уже есть. И если у «круглых сирот» шансы на усыновление и обретение семьи, где они будут нужны, существуют, то у детей - сирот «при живых родителях», которыми сегодня представлен основной состав детских домов, такой возможности нет.

Из этого следует вывод, что детские дома и учреждения интернатного типа ещё многие годы будут востребованы. Следовательно, существовала и до сих пор остаётся актуальной проблема, которая является общей для всех, без исключения, воспитанников детских домов - это период их вступления в самостоятельную жизнь после достижения ими определённого паспортного возраста. Проблема заключается в том, что часто паспортный возраст выпускника детского дома не совпадает с уровнем его социальной зрелости и готовностью самостоятельно, без поддержки со стороны вести самостоятельную жизнь. Причиной данной ситуации является их продолжительное пребывание в учреждении социального призрения на полном иждивении государства - «на всём готовом». Прежде всего, это выражается в отсутствии самодостаточности - способности отделять главное от второстепенного; соизмерять потребности с имеющимися возможностями: навыков планирования и управления своей жизнью; отсутствии элементарных навыков бытового самообслуживания - навыков самостоятельного приготовления пищи, уборки жилого помещения, подержания в надлежащем виде своей одежды и т.д.

Неподготовленность выпускников детских домов к самостоятельной жизни усугубляется для них отсутствием бескорыстного и неформального участия в их жизни, безусловно, авторитетного для них и умудрённых жизнью социального окружения. А также отсутствием устойчивого и положительного «круга общения». Данная ситуация складывается либо ввиду утраты связей с близкими родственниками, либо ввиду того, что личностные качества имеющихся и их жизненный опыт таковы, что от них, говоря просторечным языком, «лучше держаться подальше».

Особую проблему для выпускников детских домов представляет отсутствие у них навыков самоорганизации своего содержательного, развивающего досуга. Действительно, если на производстве или в учебном заведении жизнь выпускника детского дома регламентируется условиями производства или учёбы, то время, свободное от работы или занятий в ПТУ, колледже или вузе, проходит для них из стихийно складывающихся обстоятельств. Положение выпускников детских домов осложнено тем, что в детских домах отсутствует практика формирования у их воспитанников смысложизненных ориентиров - в самых общих чертах. Функция и цель данного направления воспитательной работы заключается в стимулировании у детей базовых мотиваций, и ориентирование этих мотиваций в необходимом для общества направлении. Основанием для данных базовых мотиваций являются априорные стремления личности к социальной значимости и к социальному бессмертию - «чтобы помнили». А также доступное для детей раскрытие механизма реализации этих сильнейших устремлений личности, действующего посредством служения обществу. В свою очередь стимулирование базовых мотиваций является для детей основанием для глубоких и положительных внутренних переживаний, в результате которых в их сознании происходит формирование образа отдалённой перспективы - «кем быть?!», как средства обретения социальной значимости. Как правило, над воплощением адекватно сформированного образа «детской мечты» происходит работа личности в течение всей последующей жизни, логически выстраиваются действия, направленные на достижение промежуточных целей повседневной жизни, из которых формируется линия поведения - повседневных социально-значимых действий «вживания» в этот образ.

Следовательно, посредством формирования базовых мотиваций определяется и качественное наполнение досуга. Реализация описанного механизма затруднена тем, что у выпускников детских домов, входящих в самостоятельную жизнь, полностью отсутствуют наглядные примеры успешной профессиональной и социальной самореализации таких же, как и они, выпускников детских домов, которые начали самостоятельную жизнь «с ноля». Но, благодаря своему упорству, трудолюбию и своим служением обществу, достигли общественного признания: социальную значимость и некоторую надежду на социальное бессмертие - чтобы остаться в доброй памяти людей.

Эффективность стимулирования данных базовых мотиваций подтверждается высказыванием известного американского философа Дж. Дьюи, утверждающего, что, «Сильнейшим стремлением человека является желание быть значительным». И, напротив, по утверждению Кэплана, соотечественника Дж. Дьюи, сформулированного на основании результатов исследований, проведённых им в 1975г., «пониженное самоуважение статистически связано у юношей со всеми видами социально-опасного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением, различными психическими нарушениями».

В «советский период» существовала исключительная по своей социальной значимости педагогическая практика популяризации выдающихся личностей, достигших успехов в различных сферах деятельности в качестве примера для подражания, подкреплённая лозунгом «делать жизнь с кого?». Сегодня этот педагогический приём забыт. Но для воспитанников и выпускников детских домов он является крайне необходимым. В связи с приведённым примером уместно отметить, что по какому-то недоразумению в наглядной агитации детских домах Алтайского края полностью отсутствует информация о тех воспитанниках детских домов, которые благодаря своему труду, упорству и стремлению к самосовершенствованию достигли значительных жизненных успехов и высокого положения в обществе. Так, например, мало кому известен тот факт, что известный в России государственный и общественный деятель Аркадий Вольский, неоднократно блестяще выполнявший различные возлагаемые на него правительством России миссии, являлся воспитанником детского дома.

Никому неизвестен и факт того, что ныне действующий президент Туркменистана Сапармурат Ниязов также является воспитанником детского дома. Отсутствие у детей этой социальной группы информации о примерах успешной самореализации подобных им - бывших воспитанников домов старших поколений, затрудняет для них процесс самоотождествления себя с какой-либо успешной личностью и с жизненным успехом, который предполагает реализацию определённых жизненных схем. Возможно, отчасти по этой причине, согласно существующей статистике до 80% воспитанников детских домов через некоторое время после их вступления в самостоятельную жизнь оказываются в ИТУ (исправительно-трудовых учреждениях). Статистику эту дети знают. А часто это обстоятельство является и приёмом самооправдания для педагогов и социальных работников детских домов: «Что с ними возиться, все равно в тюрьму попадут...». Иначе говоря, в соответствии с объективно существующими законами в сознании детей закладываются модели их ближайших или отдалённых отрицательных жизненных перспектив. Таким образом, они изначально «программируются» не на достижение жизненного успеха, а на негативную жизненную схему - зомбируются. Одну из причин низкой результативности работы педагогов и социальных работников детских домов, оценочным критерием которой является статистика, отражающая количество выпускников детских домов оказавшихся «за решёткой», можно объяснить присутствием в их работе «человеческого фактора» (по аналогии с высокотехнологичными сферами техники, авиации, например).

Анализируя аспекты, из которых могут складываться схемы взаимоотношений «воспитанников» и «воспитателей», а также практикуемые в детских домах социальные и педагогические технологии, невольно приходит на память известный фильм М. Формана «Пролетая над гнездом кукушки». В этом фильме, снятом по произведению К. Кизи, удостоенном премией «Оскар» и ставшим одним из заметных событием культурной жизни начала 80-х прошлого века, наглядно демонстрируется этот «человеческий фактор». Мораль романа К. Кизи, применительно к детским домам, заключается в том, что часто «главный человек» в детском доме - это не его воспитанники, а «педагогический персонал». Логически это оправдано: чем беспомощнее, беззащитнее и уязвимее положение одних, тем более высока самооценка, социальный статус и значимость у других, не желающих, по этой причине, отказываться от сложившегося в их пользу психологического комфорта (энергетический вампиризм?). Например, автору данного материала известны жалобы воспитанников детского дома No N г. Барнаула о циничном обращении с ними некоторых педагогов, которые из «добрых побуждений» делают это с целью достижения желаемого «педагогического эффекта». Подобные факты свидетельствуют об одном - о наличии в некоторых детских домах отнюдь не «образовательно-воспитательной среды», а «круговой поруки» педагогических коллективов.

Так, влиянием «человеческого фактора», объясняется нежелание персонала детских домов «возиться» с воскресными поездками своих воспитанников «на природу». Например, для сбора грибов, лесных ягод, на рыбалку. Да просто на берег речки картошки на костре испечь..., или в зимний лес. И уж тем более не практикуются какие-либо краеведческие познавательные путешествия. Вместе с тем, навыки общения с природой для будущих выпускников детских домов чрезвычайно важны. Прежде всего, ввиду того, что это позволяет им получать так необходимую для них релаксацию - психологическую разгрузку от стрессов, под воздействием которых они находятся практически «круглые сутки». Кроме этого, общение с природой формирует и развивает у них чрезвычайно важные именно для этой категории детей чувства привязанности к тому месту, где они живут, выполняющие в их жизни функцию «точки опоры», «которая всегда бескорыстна, не предаст и не обманет» - ведь другой у них просто не существует. Наличием «человеческого фактора» объясняется отсутствие в некоторых детских домах разнообразия художественной самодеятельности, кружков любителей авторской песни. Дополнительное образование воспитанников детских домов часто ограничено занятиями макраме, бисероплетением и «солёным тестом», исходя из принципа «что попроще». И не принимается во внимание то, что занятия в этих кружках «работают» на закрепление у них инфантилизма, и что полученные в ходе этих занятий «знания, умения и навыки» вряд-ли будут востребованы в дальнейшем, и будут ли они способствовать их адаптивности, успешной социализации и самореализации после их выхода в самостоятельную жизнь.

По причине ограниченности форм развивающего досуга, у некоторых выпускников детских домов можно отметить искаженные представления об элементарных нормах общения. В противоположность бисероплетению и других, не вполне удачных форм занятости детей, способных вызывать у некоторых подростков состояние депрессии, навыки участия в различных видах художественной самодеятельности в условиях их самостоятельной жизни могут способствовать не только преодолению «детдомовских комплексов», но и организовывать собственный содержательный досуг, формировать достойный круг общения. Функция участия воспитанников детских домов в художественной самодеятельности, заключается ещё и в том, что позволяет им удовлетворять важнейшую потребность - априорное стремление в непрерывном удовлетворении потребности впечатлений и всевозможных ощущений, являющихся «пищей» сознания, необходимых для полноценной духовной жизни. Известно, что вследствие сенсорной недостаточности, или недогрузки системы анализаторов, развивается тяжёлое расстройство психики - д е п р и в а ц и я. Вследствие отсутствия у детей и подростков навыков конструктивного удовлетворения потребности в непрерывном получении впечатлений и ощущений, работающих на саморазвитие личности, эта потребность удовлетворяется всевозможными рискованными экспериментированиями: «опробованием» наркотиков или их суррогатов, курением, эпатирующим поведением, всевозможными формами экстремизма или просто тем, что называют «хулиганскими выходками».

Таким образом, стремление персонала некоторых детских домов к собственному психологическому комфорту можно определить как одну из причин неподготовленности их воспитанников к самостоятельной жизни. В этой связи запомнилось весьма эмоциональное мнение студентки журфака Алтайского госуниверситета, побывавшей на экскурсии в одном из детских домов города: «Этих детей готовят на «выброс», подразумевая под этим контраст между условиями жизни воспитанников детских домов, имеющих сегодня по три смены одежды, четырёхразовое питание и полное бытовое обслуживание, и условиями той жизни, в которой они окажутся, достигнув совершеннолетия, когда их «вытолкнут» из этого эдема в «суровую прозу жизни».

Сложившийся подход к подготовке будущих выпускников к самостоятельной жизни имеет всеобщую практику, что подтверждается статистикой, согласно которой до 80% выпускников детских домов через некоторое время оказываются на скамье подсудимых: в ИТУ они также будут находиться «на всём готовом»...

Нейтрализовать присутствие в действиях персонала детских домов «человеческого фактора» и приступить к решению проблем, которые по этой причине возникают, могло бы, по мнению автора, наличие концептуальной модели подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни, обеспеченной соответствующим технологическим сопровождением - практической деятельностью, направленной на формирование у них адаптивности и ЗУНов, необходимых в самостоятельной жизни. К сожалению, в Управлении по образованию и молодёжной политике Алтайского края ни концептуального обоснования воспитательно-педагогической работы с будущими выпускниками детских домов, ни полезных для самостоятельной жизни направлений и форм дополнительного образования сегодня просто не существует.

Часть работы по подготовке такой концепции и соответствующего технологического обеспечения, могли бы выполнить, а затем и участвовать в их реализации выпускники детских домов старших поколений. Соответствующим образом организовавшись, они могли бы одновременно, обеспечивать необходимый контроль над деятельностью тех структур исполнительной власти, которые несут ответственность за эту сферу общественной жизни. Качественно эту работу они могут выполнить уже только потому, что на своём личном опыте знают, что необходимо для воспитанников детских домов, чтобы подготовить их к успешной самостоятельной жизни, руководствуясь принципом социального типа.

Различные житейские проблемы не оставляют бывших воспитанников детских домов и в более зрелом возрасте, уже после их вступления в брак и создания своей собственной семьи. Иногда, вследствие своего «детдомовского» прошлого, им не удаётся автоматически получить статус полноправного партнёра. Увы, это реальность, с которой нельзя не считаться. Практика свидетельствует, что их «трудное детство» часто является поводом для недобросовестных спекуляций и упрёков «другой половины» и её родственников, изначально воспринимающих бывшего «детдомовца» как человека «проблемного». Разумеется, это прошлое является всего лишь поводом для «другой половины» реализовать свои нездоровые амбиции - любой ценой добиться лидерства в семье, диктовать свою волю. Это недобросовестное стремление к лидерству одного из членов семейной пары часто является поводом для семейных «скандалов», где «виновной стороной» всегда будет выпускник детского дома - просто потому, что он (она) бывший «детдомовец». В подобных случаях простая моральная поддержка чрезвычайно важна - понять и поддержать. Но такой поддержки в обществе у выпускника детского дома не существует. Слабые «ломаются», оправдывая результаты статистики Кэплана.

http://www.evdokimov.info/index.php?go=News&in=view&id=127