КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Опять сирот поставили на колени

22.04.2008

Разделы:

В новом законе "Об опеке и попечительстве" отсутствует механизм защиты детей-сирот

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Александр Гостев: На прошлой неделе Совет Федерации России одобрил закон "Об опеке и попечительстве". Предполагается, что на этой неделе его подпишет действующий президент Владимир Путин, а в силу он вступит 1 сентября 2008 года. Свои разъяснения по поводу нового законопроекта журналистам предложил депутат Госдумы, председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Тамара Ляленкова: Закон "Об опеке и попечительстве" принимали долго и трудно. Его обсуждение вызвало много разногласий, возможно потому, что прежде подобного закона в Российской Федерации просто не было. О достоинствах принятого законопроекта в Московском доме журналистов сегодня пытался рассказать председатель Комитета по законодательству Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников: Здесь впервые комплексно регулированы вопросы, связанные с назначением опеки, с назначением попечительства, с имущественными отношениями и также очень подробно прописаны все эти процедуры, как назначаются опека и попечительство. Но впервые решается вопрос, связанный с патронатными семьями, и очень подробно расписаны компетенции органов опеки и попечительства.

Очень много было споров по поводу расщепленной опеки. Во многих субъектах Федерации были приняты нормативные акты, в соответствии с которыми часть функций, компетенций по опеке оставалась в детских домах, а часть передавалась, допустим, в патронатную семью.

Тамара Ляленкова: Здесь надо заметить, что некоторые специалисты как раз против перенесения в патронатную семью всей полноты ответственности. Они считают, что эти семьи нуждаются в постоянном контроле и помощи, которую раньше оказывали как раз сотрудники детских учреждений. Вопрос о том, кто же теперь поможет адаптироваться семье и ребенку, беспокоит так же эксперта комиссии по вопросам социального развития и демографической политики Общественной палаты Светлану Пронину.

Светлана Пронина: В этом законе отсутствует механизм, который позволит защитить самую уязвимую часть наших детей - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Потому что в этом законе не предусмотрено профессиональное усиление такого органа, как орган опеки и попечительства, призванный в России защищать детей. Существует такое сравнение. Если у нас возникает проблема, мы не идем лечиться в управление здравоохранения, в департамент здравоохранения, мы идем лечиться в поликлинику. Точно так же и возможность усилить орган опеки, профессиональной службы, которая может возникать только на базе учреждения, там, где есть психологи, врачи, социальные педагоги, то есть те люди, которые могут помогать семьям, взявшим на воспитание детей, сопровождать их. Потому что с этими детьми, конечно, достаточно много проблем и со здоровьем, и с образованием иногда, и с психологическим состоянием. Вот этого в законе нет.

Тамара Ляленкова: Правда, по мнению Павла Крашенинникова, закон обладает другими несомненными достоинствами.

Павел Крашенинников: И очень важно, что все процедуры, не только по временной опеке, а вообще все процедуры по назначению опекуна, попечителя, все процедуры, связанные с правом собственности, все они урегулированы. Конечно с этой точки зрения, все эти процедуры стали более прозрачны, деятельность органов опеки более прозрачна, прозрачность всегда подразумевает меньшую коррумпированность.

Теперь детские учреждения уходят в историю, мы говорим о детских организациях, которые могут создаваться, допустим, определенной конфессией либо какими-либо фондами. То есть это могут быть как государственные муниципальные, так и негосударственные юридические лица.

Может быть, есть такие люди, которые решат на этом заработать, но заработают они очень мало. Теперь не будет через детское учреждение проходить, если это патронатная семья, раньше шло - органы опеки, потом детский дом, потом патронатная семья. Сейчас это будет выплачиваться напрямую, но количество все-таки определяют субъекты Федерации, сам закон это не решает.

Тамара Ляленкова: Закон не решает еще одну важную проблему. Приоритетной считается форма усыновления, а только потом опека и попечительства. Но опекуны и попечители получают специальные денежные выплаты, их подопечному гарантируется ряд льгот, в том числе образовательных и жилищных. В случае усыновления, новые родители не получают ничего, кроме чужого ребенка. Учитывая низкий доход российских граждан и вечные проблемы с жильем, трудно представить, что число российских усыновителей скоро возрастет. На вопрос отвечает Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников: Понимаете, семейные отношения должны все решать. Есть какие-то в семье отношения, которые не должны быть урегулированы законодательством. Соответственно, если есть такая привязанность к несовершеннолетнему, которая приводит к тому, что его можно назвать своим ребенком, граждане совершают акт усыновления, то, наверное, здесь взвешивать это с точки зрения денег как-то не совсем правильно. Сам закон финансовые вопросы не решает.

Тамара Ляленкова: Итак, закон "Об опеке и попечительстве" не регулирует финансовую сторону и не меняет прежнюю модель работы в этой области. Это стало сегодня понятно из выступления председателя комитета по законодательству Павла Крашенинникова.

http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/04/21/20080421171931287.html