КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Попечение смерти подобное

06.11.2007

Разделы:

Государство желает быть не только самим собой, но хочет выступать и в роли «общества»

Гражданский форум по проблемам нравственности проходит в Петрозаводске 3 - 4 ноября. Инициатива его проведения исходит от органов власти, а отнюдь не от собственно гражданских организаций, как и вся подготовительная, а, следовательно, и содержательная работа, также определены были служащими в органах республиканской власти. Кто-то, прочитав это, недоуменно пожмёт плечами: ну, и что, оно и хорошо, что власть озаботилась проведением подобного общественного форума. Однако я с таким мнением не соглашусь, обратив внимание на принципиальную и в перспективе опасную тенденцию, когда структуры госвласти покрывают собой не только собственно своё функциональное поле управления, но вначале вроде бы необходимости вмешиваются (готовы организационно подсобить общественным организациям, не обладающим средствами для проведения масштабных мероприятий, что правда), а потом вообще подменяют сами институты гражданского общества, имитируя их.

Из недр истории выползает гидра советской практики «взаимодействия» общественных институтов с государственными органами власти (фактически партийным - в облике тогдашней КПСС). В те времена все общественные инициативы планировались в парткомах и ими же реализовывались через общественные организации, которые вынужденно соглашались на это. А не согласные в те годы просто не выживали, часто в прямом смысле слова - в физическом. Потому лозунг «Народ и партия - едины» был принудительно верным. Кажется, ничему не научившись, новое поколение политиков, почувствовавших силу власти в своих руках, поворачивает общественную жизнь вспять, вновь встраивая «общество» в механизм партийно-государственного управления (теперь, правда, другое наименование у «партии власти»). Новая по названию и совершенно замшелая по духу партия (так выходит?) генетически узнаваемо начинает нарезать кожу «приводных ремней» из общественной ткани. Повторяется прежняя родовая ошибка - вспыхивает желание руководить общественными организациями. А этого делать, как раз и не надо, если представители партии власти, в самом деле, желают предоставить гражданам возможность участвовать в процессе общественного управления. Надо забыть формулу «власть руководит НПО» (неправительственными общественными организациями). Такая установка ведёт в тупик всех - и общество, и государство, в конце концов, дискредитируя саму самодеятельность населения. Управление со стороны государства и возможно, и необходимо, но чем? Не общественными организациями, а взаимодействием с ними.

Давайте посмотрим на последние события, связанные с деятельностью третьего сектора в республике. В октябре в зале Дворянского собрания была подписана «Концепция взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций». Бесспорно важный документ. Но действительно ли в этом договорном процессе участвовали представители организованных граждан? Ничего подобного. Документ подписали со стороны государства глава республики С. Катанандов (это логично и придаёт авторитет концепции), со стороны класса предпринимателей - представитель Союза работодателей Карелии (тоже естественный шаг, поскольку этот союз выражает общественную волю предпринимателей республики). А кто выступил от лица неправительственных общественных организаций? Глава Питкярантского района В. Захаров, по совместительству являющийся руководителем ассоциации местного самоуправления. Почему концепцию, имеющую отношение к широкому кругу общественных организаций (всего их в Карелии порядка 1700), доверено (или поручено, тогда - кем?) подписывать главе муниципального образования? Как не понятно появление под этим документом и подписи от имени общественности государственного служащего - спикера парламента - Н. Левина. С формальной точки зрения и этому действию есть объяснение: он расписался под концепцией как руководитель Совета НПО при председателе Законодательного собрания Карелии (то есть при себе), но тогда надо бы уважение проявить к членам этой неформальной общественной организации и, собрав их, просить - доверить ему, не спикеру, а их товарищу по объединению, право подписать концепцию от имени Совета НПО. Ничего этого не было, разумеется. Хотя уверен, что возникни такая ситуация, никто бы не возражал против того, чтобы именно Левин - к нему большинство относится с уважением - подписал документ.

То же самое можно сказать и в отношении депутата Госдумы России Валентины Пивненко, которая непонятно кем была направлена для участия в этой несколько пафосной акции рукоприложения: то ли от имени какой-то конкретной женской организации она это делала, то ли от Женского форума (правда, участники последнего никак не могли ей такого поручить, поскольку сам форум прошёл лишь спустя неделю, в Сегеже).

Ещё одно свидетельство больного состояния государственно-общественного организма - это недавние выборы представителей от общественных организаций Карелии в Общественную палату России (26 октября это двусмысленное мероприятие состоялось). Выборами общественных активистов занимались государственные служащие, в Карелии - это работники аппарата главного федерального инспектора, в Санкт-Петербурге займутся сотрудники аппарата полномочного представителя президента России на Северо-Западе. С точки зрения юридических процедур - всё в полном порядке, с позиции существа мероприятия - полная профанация общественной самодеятельности. И делегированная, например, для участия во втором отборочном туре Н. Вавилова, возглавляющая петрозаводскую организацию «Родной город», не ясно кого будет представлять в Петербурге. Точнее понятно, она будет представлять интересы 1,5-3 процентов НПО, поддержавших её при голосовании. И если случится чудо и её изберут в состав Общественной палаты, то не исключено повторится история что была с выборным «назначенцем» в Общественную палату - академиком А. Титовым из Карельского научного центра. Органы государственной власти фактически навязали делегатам прошлого собрания, двухгодичной давности, кандидатуру Титова, сделав всё это, разумеется, в рамках законных процедур (так было организовано собрание, что «чужие» общественники в принципе не могли попасть тогда в число победителей, это, к слову, и объясняет почему на этот раз большинство авторитетных организаций республики вообще проигнорировали факт «общественных выборов», они уже всё видели два года назад и в повторении фарса никто участвовать не пожелал; в зале сидели делегаты от трёх десятков НПО, часть которых еле уговорили прийти сюда).

Власть, казалось бы, озабоченная вопросами формирования активной общественной среды, на самом деле своими действиями разрушает, задавливает общественную активность. Общественность республики всё чаще представляет в своём лице сама же власть (перечитайте еще раз всё выше написанное).

Заявленный в Карелии Гражданский форум, участникам которого предлагается обсудить вопросы нравственности, очень важен. Но опять же - знакомство с предварительной повесткой данного мероприятия вынуждает думать, что первые лица республиканской власти в очередной раз сымитируют общественность, обратившись с докладами к участникам форума.

В сегодняшней ситуации, когда чиновники погрязли в коррупции, в кумовстве, в двоемыслии, в принципе опасно в роли менторов (учителей) выступать главам, депутатам, партийным функционерам. Они будут рассуждать о нравственности, а мы все в общем-то неплохо осведомлены (наслышаны) об их непубличной жизни. И потому по мимо воли вырывается классический восклик известного режиссера, педагога К. Станиславского: «Не верю!».

Нельзя всех одним миром мазать - это так, но с примерами совершенно безнравственного поведения представителей власти многие хорошо знакомы. А потому правильнее бы не им оглашать нормы нравственной жизни. Никто их ни в чем не винит (это дело правоохранительных органов и судов), мы лишь позволяем себе сказать, что слишком длинная тень валится от власти на общество, чтобы не замечать очевидного. Не о праве речь, а о морали. Чиновник, уходящий в отставку, и по закону получающий сотни тысяч рублей по увольнении, через несколько недель опять возникает в той же должности. И все это видят, и все об этом говорят. Призывая в воспитательных целях вести беседы с подростками на улицах распивающих пиво, сами высокопоставленные «воспитатели», не скрываясь, устраивают «праздник жизни» на стадионе, весёлой кампанией попадая на страницы газеты. И никакой реакции. Масса похожих примеров. Я отказываюсь оценивать их, тем более осуждать кого-либо (а с точки зрения закона и вообще нет никакого события), но мы же хотим с гражданами о нравственности говорить или нет?

Понятно, какую роль отводят представители власти гражданам - роль массовки. Но это не означает, что все активные граждане с этим согласны. Потому требуется для себя ответить: какая наша собственная позиция? Мы - статисты, «общественное мясо» для чьих-то политических баталий? Все последние форумы, собрания, подписания ничего обществу позитивного не несут, никакой активности гражданской не порождают - сплошь одна профанация. Кому это надо? С тактической точки зрения и на короткие промежутки времени такая потребность возникает у политиков, но формирует ли это деятельный общественный организм? Думаю, нет. Я не против заинтересованного и активного участия чиновников всех уровней в общественной жизни (это хорошо само по себе), но нельзя чтобы институты гражданского общества были задушены в этих дружеских объятиях.

Вячеслав Барышев, президент Карельского ресурсного центра

http://politika-karelia.ru/shtml/article.shtml?id=1325