КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Сложение общественных сил

15.03.2007

Разделы:

Общественная солидарность как антитеза классовой борьбы

В последнее время в России всё чаще стали возникать дискуссии на тему о социальной ответственности бизнеса. Правда, для средств массовой информации Карелии тема эта, к сожалению, по-прежнему остаётся малозначительной, а ведь бизнес, как системообразующий элемент общества, не менее виновен в нынешней ситуации социальной напряженности, чем ругаемые всеми органы государственной власти. Справедливо сказать, что современная политическая система России, как и её модель общественных отношений формировалась в том числе и по кальке, предложенной руководству страны представителями российского бизнеса. Потому верно утверждение, что сегодняшние социальные беды - это продукт отнюдь не только государственной системы. Потому и справедливо задаться вопросом: почему в 1996 году представители «семибанкирщины», читай группы олигархов тогдашней России, скинулись, собрав сотни миллионов долларов, на президентскую победу Б. Ельцина, а сейчас российские долларовые миллиардеры и миллионеры скупятся, не желают толикой денег поступиться ради смягчения социальной реформы, проводимой президентом страны В. Путиным?

Ответ, в общем-то, ясен. В 1996 г. выгодно было вкладывать деньги в политику. Олигархи точно знали ради чего «жертвуют». И не ошиблись в своих ожиданиях, в результате победы Б. Ельцина на президентских выборах получили с лихвой. А сейчас надо делиться с народом безвозмездно, что для нашего бизнес класса смерти подобно.

Карелия во многом повторяет российскую картину. Из наших представителей крупного бизнеса социально ответственными людьми можно назвать единицы руководителей предприятий. Самым ярким образцом такого рода является бесспорно генеральный директор АО «Кондопога» В. Федермессер. Нет необходимости перечислять его вклад в развитие города Кондопоги (на деньги комбината выстроены Дворец спорта, великолепный музыкальный орган, установлены льготы молодым матерям и т.д.). Поставить кого-либо рядом с Виталием Александровичем из его коллег - не в обиду им будет сказано - просто невозможно. Хотя, конечно, существуют и другие промышленные гиганты в Карелии и известны фамилии еще десятка меценатов.

Если говорить об участии представителей среднего и мелкого бизнеса республики в социальной работе, то здесь ситуация еще печальнее. Это класс «капиталистых людей» по своей психологии пародийно похож на типаж «березовского» эпохи Ельцина. Деньги в своеобразно понимаемую ими «социальную политику» они вкладывают только по политической нужде и сезоны их «отзывчивости» совпадают со сроками избирательных кампаний. Наступает период выборов, у них возникает необходимость «прикормить» электорат и тогда они расчётливо финансируют деятельность клубов пенсионеров, советов микрорайонов, проводят конкурсы, спортивные игры и прочее. Обычное явление, когда эти предприниматели засылают нанятых ими людей с продуктовыми пакетами по квартирам пенсионеров, а ближе ко дню голосования рассовывают по рукам старушек по 50-100 рублей. Так покупаются голоса избирателей и дискредитируется сам смысл участия состоятельных граждан в строительстве социально ориентированного общества.

В ряде случаев такое поведение представителей бизнеса объясняется их личной духовной ограниченностью, но чаще руководит их действиями обыкновенный цинизм (всё продается, в том числе и совесть человеческая, торгашески убеждены они). Сам не единожды с удивлением обнаруживал в предвыборных листовках бизнесменов такие перлы, что оторопь брала. Вспоминаю, как в прошлогоднюю избирательную кампанию в Петросовет прочитал в агитационном материале одного из кандидатов-бизнесменов о том, что он в студенческие годы учился скверно, получал «неуды» за экзамены. Этому кандидату почему-то казалось, что подобное сообщение о нём вызовет прилив симпатии к нему. Хотя в нормальное время никто бы не доверил власть «троечнику». По крайней мере, в ругаемую советскую эпоху считалось зазорным учиться плохо. Теперь такие персонажи, образно говоря, с «троечной психологией» приходят в коридоры власти, становясь депутатами, добиваясь руководящих постов в органах представительной власти. Не малое число поднялось, скажем мягко, мало заботясь о моральности своего поведения. И, придя во власть, ту же самую ущербную систему ценностей они тащат за собой. Невольно возникает вопрос: а не от того ли так путаны наши законы и столь безобразно их исполнение, что мало образованные и душевно чёрствые люди заполонили кабинеты власти?

О какой социальной ответственности мелкого и среднего бизнеса можно говорить, когда на призыв главы администрации г. Петрозаводска снизить цены в маршрутных такси, хотя бы на переходный период от натуральных льгот к их денежной компенсации, и таким образом снять социальную напряженность, в средствах массовой информации появились ответы частных перевозчиков, взявшихся рассуждать о то, что подобные обращения к ним является не экономическими по характеру, то есть лично им не выгодными. Хотя о тайнах сверхприбылей от их деятельности одни догадываются, а другие точно знают.

Вся благотворительность таких бизнесменов направлена лишь на предвыборную деятельность. Встать рядом с бочкой привезённой родниковой воды, написать на скамейке, установленной во дворе, что именно этот кандидат в депутаты её установил, накормил и напоил бабушек своего избирательного округа чаем с пирожками. Вот высший пилотаж карельских предпринимателей «средней руки».

Работая в благотворительном фонде «Здоровье Карелии» и участвуя в акциях фонда по сбору вещей для малообеспеченных семей, я увидел, что искренне готовы помогать другим обездоленным чаще всего обычные люди, причем сами живущие не лучшим образом. Но, узнав о нужде еще более бедных, чем они, эти петрозаводчане несут вещи, бытовую технику в благотворительный фонд, хотя могли сдать их в комиссионку. Я уже точно знаю, что редко кто из мелькающих на экране телевидения или на страницах газет бизнесменов «средней руки» поделятся с нуждающимися просто так, бескорыстно. Пожалуй, приятным исключением назову лишь В. Сватового, который помогает общественным организация и никогда не спрашивает, что получит взамен (голоса избирателей, благодарственные письма и т.д.).

На мой взгляд, пора и крупному, и среднему бизнесу оторваться от мифов, что им невыгодно заниматься благотворительностью, так как нет, мол, законов, благодаря которым предприятия и организации, занимающиеся оказанием помощи культуре, образованию, малообеспеченным слоям населения, получают льготы по уплате налогов. Безусловно, такие законы надо принимать, но мы видим, что и в сегодняшних условиях, те же В.А Федермессер, В. Сватовой и другие участвуют активно в социальной работе. А другие, выходит, не могут?

На сегодняшний день существует следующая сложившаяся система работы по социальным проблемам: 1) власть исполнительная и законодательная разрабатывает, принимает и осуществляет социальные проекты своими силами; 2) бизнес зарабатывает деньги, платит налоги, часть которых власть направляет на социальные программы, частично сам помогает общественным организациям; 3) общественные организации своими силами или через систему грантов, или через письма-прошения к бизнесу тоже финансируют свои проекты.

На мой взгляд, наиболее приемлема, справедлива и эффективна была бы совместная работа власти, бизнеса и общественных организаций. Как я все это вижу? Во-первых, у власти есть довольно много своей работы и совсем не обязательно ей осуществлять все социальные проекты самостоятельно. Это вполне можно доверить на конкурсной основе республиканским общественным организациям. Причем в условиях конкурса необходимо оговорить, что в том или ином проекте общественная организация берет на себя 20-30 % расходов. Во-вторых, у бизнеса своя задача - зарабатывать деньги и ему некогда тратить время на осуществление социальных проектов. Поэтому он чаще всего отделывается либо оказанием материальной помощи в 10-15 тысяч рублей, или, как я говорил, оплачивает расходы общественной организации своего округа в обмен на голоса избирателей. В-третьих, у общественных организаций есть волонтеры, есть желание участвовать в социальных программах, есть умение их эффективно осуществить.

Соединив эти усилия, можно значительно повысить эффективность решения социальных программ. Примеры осуществления такого подхода есть, но пока они, к сожалению, единичны. Так в 2004 году отделение Партии «Единая Россия» объявило конкурс на лучший социальный проект. Поступила 60 проектов, из них отобрали 17, над которыми продолжают работать общественные организации. Ни у одной организации не спрашивали, поддерживают ли они партию «Единая Россия» на выборах. Оценивалось лишь качество предлагаемых проектов.

Этот путь был бы логичен для «Союза работодателей Карелии». Его участники могли бы аккумулировать деньги, объявить конкурс и выбрать лучший социальный проект. Общественные организации, участвуя в таких конкурсах, повысят собственную активность. Деньги бизнеса, энергия и кадры общественных организаций дадут отличный результат при объединении, а итогом совместных усилий станет снижение социальной напряжённости в обществе.

http://politika-karelia.ru/