КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Батюшка выиграл выборы. Грех-то какой!

21.02.2007

Разделы:

Николай Гритчин (Ставропольский край)

Жители села Ладовская Балка Ставропольского края решились на беспрецедентный поступок: выбрали главой села... священника - отца Игоря. Новоиспеченному чиновнику всего 26 лет. Чтобы занять кресло в администрации и тем самым угодить народу, ему пришлось пойти на нарушение церковных канонов.

Ладовская Балка еще не остыла от предвыборных баталий, хотя выборы уже позади.

- Я возмущен! Зачем отец Игорь свое место оставил? - негодует военный пенсионер Владимир Сафонов. - Получается, стал попом-расстригой!

Больше всего обид у бывшего главы села Алексея Забашты, который до этого 18 лет правил Ладбалкой. «Запасного аэродрома» для себя он не готовил, из шести соперников по предвыборной борьбе всерьез воспринимал лишь зампредседателя местного сельхозпредприятия. В итоге Забашта «главного соперника» убедительно одолел. Священника, которому помогал за электричество в храме платить, площадку перед воротами благоустроить, даже в расчет не брал. А батюшка уверенно обошел всех, набрав на две сотни голосов больше, чем бывший глава. Для Ладбалки это серьезный перевес.

- Он прошел на популизме, - горячится Алексей Забашта. - Обещал дороги заасфальтировать, водоснабжение наладить. За какие шиши? Сельский бюджет дотационный. Крохи сверху дают, на них и живешь. Про то, что предвыборную работу вел, оставаясь в рясе, разговор особый. У меня нет сведений, что он с амвона призывал голосовать за себя. Но что он на ухо людям во время исповеди шептал, большой вопрос. Знаете, что в селе о нем говорят? «Богу служить не стал - и людям не будет».

О том, что Игорь Шевердин - по церковным канонам клятвопреступник, избирательную комиссию Ладбалки, а значит, и всех жителей села своевременно известило руководство Ставропольской и Владикавказской епархии. В справке за подписью и.о. секретаря епископа А. Нартова, присланной в Ладбалку за три недели до выборов, приводится грозное постановление церковного суда от 14 сентября нынешнего года в отношении священника Шевердина, который, несмотря «на все увещевания», не снял кандидатуру с выборов и не сохранил верность пастырскому призванию: «В связи с сознательным непослушанием Церкви, выразившимся в отказе следовать определениям и Канонам Церкви, на основании Правил святых Апостолов 6 и 81 просить Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана применить к священнику Игорю Шевердину Постановление Священного Синода от 08.10.1993 г. в части 3 и лишить его священного сана».

- По церковным канонам иерей не может быть мирским начальником, - пояснил «Известиям» пресс-секретарь епархии Евгений Бронский. - Решив возглавить администрацию, Игорь Шевердин нарушил клятву, данную при рукоположении в священники. Церковным судом ему «запрещено в священнослужении».

Теперь селяне в растерянности: как бывшего священника величать? Четыре с половиной года батюшка был для всех отцом Игорем. А теперь вдруг стал Игорем Александровичем. Некоторые старушки уже придумали компромиссный вариант: «батюшка Игорь Александрович».

«Он превратил церковь в рай»

Агитация церкви против кандидата в главы Шевердина велась не только в эпистолярном жанре.

- В наш храм приезжал главный церковный начальник и во время службы сказал: «Зачем он крест на галстук променял?» - рассказывает возмущенная прихожанка Мария Ермакова. - А мы все равно за отца Игоря проголосовали. Потому что из обшарпанного дома он превратил храм в рай. Не без нашего труда, конечно. Все село помогало - и белить, и чинить, и розочки сажать во дворе. Но без него ничего бы не вышло. Он и улыбнется, и похвалит, и вместе с паствой выйдет лунки копать.

Пять лет назад двор храма Преображения Господня в Ладбалке был местом проводов и встреч сельского стада коров. По самому же храму смело бегали крысы, а на иконах пестрели следы голубиного помета. Теперь столетнюю церковь не узнать. Над ней возвысились первые золотые купола, зазвенели колокола, внутри приятная чистота и порядок. Да и снаружи все радует глаз. Обширный двор обрамлен добротным металлическим забором, а во дворе этом - выложенная плиткой просторная дорожка, море цветов в обе стороны, утопающая в зелени беседка, детская площадка - первая в Ладовской Балке.

- Люди с коробками для пожертвований на храм появлялись при отце Игоре на каждом рынке, - рассказывает селянка Любовь Гридина. - А кроме денег мы несли в церковь муку, сахар, масло и прочую еду, а еще - одежду, обувь, даже ручки и тетрадки. Потому что наш храм стал помогать сиротам детдома в селе Преградном, где есть ребята и из нашего села. Батюшка, бывало, сам садился за руль своей машины и на прицепе отвозил провизию туда. Когда жертвуешь на благое дело, ничего не жалко.

Храм при Шевердине стал настолько популярным, что местные новобрачные теперь, по выражению селян, «и пишутся, и венчаются». Причем обряд венчания становится востребованным даже среди пар с многолетним супружеским стажем.

- Я ведь тоже со своей Любой через эту процедуру недавно прошел, - признается критик Шевердина Владимир Сафонов. - Дочка Лена настояла. С короной на голове королем по церкви ходил. Отец Игорь налил нам по целой кружке кагора и говорит: «А ну-ка проверим, кто из вас больше другую половину любит». Я-то постеснялся. А Люба до дна выпила. Надо признать: у него все было как у людей, несмотря на сан. И в своей семейной жизни он мало на попа походил. Попы-то обычно терпят, если с женой нелады. А этот развелся. Наверное, поэтому и выбрали.

Но местная пенсионерка Раиса Рудчук его поправляет:

- Выбрали потому, что надеялись: он все село, как храм, обустроит.

Теперь в сельсовете введено послушание

В коридоре сельсовета - очередь на прием к новому главе. Каждый - с просьбой. Пожилой женщине нужно устроиться в дом престарелых, переселенцу - выхлопотать раннюю пенсию за вредный стаж в Грозном, молодому парню - раздобыть полтора миллиона на новую линию связи в селе, чтобы в Интернет выходить. Самые юные ходоки - из художественной и музыкальной школ - пришли вместе со своими директорами, с тарелкой блинов и песней про блины же. Поздравили Шевердина, а под это дело попросили с отоплением помочь.

Давно знакомый с односельчанами, Игорь Шевердин знакомится теперь с каждым заново: «Как вас по отчеству?» - В храме у прихожан только имена, - поясняет он.

Посетители, в свою очередь, тоже спрашивают, как теперь его звать-величать. Разговор с каждым Игорь Александрович заканчивает неизменным пожеланием: «С Богом!» В кабинете почти спартанская обстановка: стол, стулья и шкаф. Да портрет Путина, уже при новом хозяине перекочевавший с подоконника на стену. Но скоро, обещает глава, в углу появится еще и икона.

На бывшем священнике черный костюм, светлая рубашка и умело завязанный галстук.

- Нет, со светской одеждой мне никто не помогал, - отвергает Шевердин мои догадки. - Я ведь до духовной семинарии с отличием окончил торгово-кулинарный техникум, получил профессию повара-кондитера, менеджера. Студентом ходил в пиджаке с галстуком. К этому обязывала и работа коммерсанта, к которой приобщился с пятнадцати лет. Мы с приятелями создали тогда первую в Ставрополе фирму по обслуживанию чаем и кофе торговцев на рынке. Зарабатывали больше стипендии. А в 17 лет у меня уже была фирма посолиднее. И на первую зарплату я купил себе двухкамерный холодильник, который и сейчас мне исправно служит.

Как оказалось, коммерческая жилка не умирала в нем и все последующие годы, включая служение в Ладбалке.

- Зарплаты настоятеля храма мне хватало, чтобы только заплатить за отопление в доме, - говорит Игорь Шевердин. - Уверяю вас: истинный священник беден. Мне удалось выбраться из бедности благодаря работе после службы, в том числе по ночам. Я ничем не гнушался. Делал гробы на продажу, чинил разбитые машины, разводил пчел. Поэтому и смог купить пусть старенький, но собственный домишко, который помаленьку привожу в порядок. Друг-предприниматель помог поменять в нем окна - на современные. А я ему стоимость окон отработал на стройке - раствор месил.

Окончив прием посетителей, Шевердин выходит вместе со специалистом администрации во двор и дает распоряжения по благоустройству: на заросших бурьяном земельных участках должны расцвести клумбы.

- Никакой команды я с собой сюда не привел, - признается Игорь Александрович. - Предложил работать всем, кто пришел сюда еще до меня. Но коррективы в их действия вношу. Ввел послушание - в исправление недостатков. Скажем, один из сотрудников сейчас несет послушание на починке сантехники в здании администрации. По семинарии знаю: трудотерапия очень помогает стать на путь истинный.

В детстве с отцом Игорем случилось чудо

Бывший батюшка признается, что стать главой села его просили люди - вот и пришлось пойти на грех, то есть на выборы. Но оказывается в его решении есть и еще более глубокие мотивы.

Задаю ему вопросы, которые у всех на языке. Почему человек с выраженными предпринимательскими задатками выбрал профессию служителя церкви?

- В знак благодарности за исцеление, - отвечает Шевердин. - До 11 лет у меня был хронический гнойный отит обоих ушей. Врачи оказались бессильны и предрекали полную глухоту и раннюю смерть. Все чудесным образом стало меняться после того, как бабушка покрестила меня и горячо молилась о выздоровлении.

- А почему вы пошли на неслыханный конфликт с церковью?

- Мое решение сложить сан не связано с выборами. Причины личного характера, о которых распространяться не буду. Но одна из них вам наверняка уже известна. Я развелся с женой. А это плохой пример для прихожан. Ведь не зря в народе ходит устойчивое выражение: «У попа одна жена». Сплетни по этому поводу были главным оружием некоторых из моих оппонентов и во время предвыборной кампании. После развода я даже думал уйти в монастырь. Но у меня на руках трехлетняя дочь Дарья, которую я один воспитываю. К слову, у бывшей жены тоже есть дочь, но это не мой ребенок. Не хочу, чтобы Дарья разделила мою судьбу - ребенка, который никому не нужен.

Таким ребенком, как говорит Игорь Шевердин, он стал после развода своих родителей. Жил в сырой городской квартире «с грибами на стенах». И, как на курорт, приезжал к бабушке в Ладбалку - село, ставшее для него по-настоящему родным. Бабушкины блины были его любимым лакомством. Так что нынешние дети Ладбалки знали, чем поздравить главу.

Когда мы ехали с Шевердиным по главной улице села, которую он собирается одеть в асфальт, его мобильник заиграл знакомую мелодию Крокодила Гены: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...» Шевердин взял трубку и сосредоточенно отвечал: «Да, батюшка. Когда можно забрать?» Закончив разговор, глава не столько сказал, сколько выдохнул, словно сбрасывая гору с плеч: «Слава Богу!»

- Понимаете, завтра истекает срок, когда я должен представить в избирком подтверждение, что не занимаю должности, несовместимой с постом главы, - произнес Шевердин. - Прошение о добровольном оставлении сана написал на имя правящего епископа еще месяц назад. А указа о прекращении деятельности священнослужителя все не было. И это грозило аннулировать мою победу на выборах. Указ появился только сейчас, о чем только что сообщил благочинный.

Священнослужители - вне политики

Борис Клин

Еще в 1993 году, после создания в России профессионального парламента, Русская православная церковь запретила священнослужителям участвовать в парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты. Нарушителей полагалось «извергать из сана». В 1994-м Архиерейский собор распространил это положение на выборы всех уровней. В 1997 году Собор исключил политическую поддержку партиям и блокам со стороны Церкви, а также членство архиереев и священнослужителей в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней.

С точки зрения же канонов Правила святых апостолов ясно запрещают священнослужителям «вмешиваться в дела народного управления». И в итоге принцип неучастия священнослужителей в выборах в качестве претендентов на какие-либо должности зафиксирован в 2000 году в «Основах социальной концепции Русской православной церкви». Но кроме позиции самой Церкви, продиктованной, как утверждают в Московском патриархате, принципами вероучения, есть еще и Закон.

В частности, закон «О политических партиях» запрещает создание партий «по признакам религиозной принадлежности», а закон о «Свободе совести и религиозных объединениях» прямо указывает: «религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь».

В нашей стране кроме Русской православной церкви лишь Федерация еврейских общин России ограничивает раввинов в политической деятельности. Среди мусульман столь однозначных правил нет. Муфтий Чечни Ахмат Кадыров был ее президентом. В Саратовской области в марте 2006 года два имама стали депутатами Озинского и Ивантеевского районных советов, а еще один возглавил сельскую администрацию села Верхазовка Дергачевского района. В Свердловской области и в Башкирии имамы также возглавили села.

http://www.km.ru/russian_soul/index.asp?data=20.11.2006%2012:40:00&archive=on