КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Отказные люди: Право знать.

17.02.2007

Разделы:

«Социальные организации должны использовать СМИ как инструмент и умело им пользоваться», - к такому выводу пришел ведущий пресс-клуба при Союзе журналистов Карелии Денис Ваганов. Сам пресс-клуб состоялся 15 февраля в Доме актера г. Петрозаводска и был посвящен теме «Отказные дети России. Чем могут помочь СМИ?».

Помимо журналистов, в нем приняли участие люди, чья профессиональная или общественная деятельность так или иначе связана с отказными детьми: медики, социальный педагог, специалист по опеке и др. Одним из главных гостей был председатель КРОМО «Равновесие» Александр Самедович Гезалов, который прокомментировал предложенную для обсуждения тему и ответил на вопросы.

Неожиданно для всех пресс-клуб начался с показа ролика «SOS!» студии «Ангел», рассказывающего о кормлении бомжей г. Петрозаводска в суровых зимних условиях. На экране люди разных возрастов в оборванной одежде радовались тарелке горячего супа. Еще бы - ведь она дарит им надежду прожить этот день.

«Это отказные взрослые, - сказал Александр Самедович, - в которых превратились отказные дети. Они никому не нужны. В 30 лет они выглядят на 50. Горячая еда для них - вещь жизненно необходимая. Мы совместно с приходом храма во имя святой великомученицы Екатерины кормим людей на трех точках города - около 70 человек. Деньги дает благотворитель, который просил не разглашать его имени. Мы занимаемся этим одни и, естественно, не можем разрешить проблему полностью. Но за нами не идут! Потому что до сих пор народ считает, что бомжи - это нелюди, морально разложившиеся алкоголики, получившие поделом. Изменить ситуацию, как мне кажется, могут СМИ».

Проблемы общества

Итак, начав с отказных взрослых, разговор перешел на отказных детей. Всем присутствовавшим продемонстрировали отрывок фильма «Отказная Россия» студии «Ангел», повествующего об условиях содержания отказных детей в детской городской больнице No 1. Постепенно был очерчен круг болевых точек общества.

В республике катастрофически не хватает добровольцев. Людей мотивировать можно только материально, в противном случае, они не выдерживают и бросают социальную работу. В детскую больницу стали наведываться три прихожанки Екатерининской церкви, что является удачным почином, но качественно это ничего не меняет. Помимо отказных детей, есть Дом престарелых, куда вообще никто не приходит. Отказные старики. Такое впечатление, что люди перестали быть ценностью, от них отказываются в любом возрасте. И в конечном итоге мы можем прийти к тому, что вся Россия станет отказной. Дети отказываются от родителей, родители от детей, государство открещивается от граждан, граждане не хотят замечать проблем государства...

Будущие социальные работники - студенты вузов - слабо представляют себе, с каким контингентом им предстоит работать. Переговоры «Равновесия» с соответствующими факультетами и студенческими профкомами заканчиваются фразой: «Студентам очень тяжело. Эта работа не для них». Возникает вопрос, кого же молодые люди представляют себе объектом профессиональной деятельности? Пачки ксероксной бумаги, испещренные цифрами отчетов?

В женских консультациях и роддомах необходимы кабинеты со специально обученными людьми, которые вели бы работу с роженицами, желающими оставить детей в роддоме. Эта работа эффективна, потому что многие даже не понимают, что они делают, находясь под грузом навалившихся бед. Поддержка, ободрение, участие в судьбе этих женщин, позволяет им взглянуть на жизнь более оптимистично и забрать ребенка из роддома домой.

Большие сложности возникают при социализации детей-сирот, содержащихся в детдомах. Они не знают, как заварить чай, постирать белье, ездить в общественном транспорте, пользоваться газовой плитой и многого другого. Здесь опять ощущается нехватка добровольцев, патронатных семей. На сегодняшний день этих семей в Петрозаводске 16 на базе детского дома No 2.

В общем, проблемы известные, существующие не один год, но... оказывается, многие о них не знают. Почему?

Проблемы со СМИ

«Мы сняли несколько социальных роликов об усыновлении, сделали записи для радио, разослали их повсюду. И что? - сетовал А. Гезалов. - Нигде их в эфир не поставили! Мы предлагаем информацию, нам отказывают в размещении. Сейчас идут выборы, нам в одном издании заявляют, что они не будут брать наш материал по акции «Сухая попа», потому что сверху спустили рекомендацию, во время предвыборной кампании наши материалы не брать. Почему? Не знаю. Кроме того, попы у детей мокнут вне зависимости от политической обстановки».

Материалов на острые социальные темы мизерное количество. Часто журналист обойдет несколько изданий, прежде чем «пристроит» статью о бомжах или брошенных стариках. Это связано с удорожанием печатных площадей, которые сдаются под рекламу, в том числе и политическую, а также рейтинговые материалы. Помимо этого, редакции справедливо требуют историй. Изложение сухих фактов не приносит должного эффекта, читатель должен пропустить через себя ту или иную проблему, и только тогда мы можем ожидать отклика.

Часто журналисты однобоко освещают ситуацию, подходя к ней непрофессионально. Мало заметок просветительского характера. Например, многие считают, что брать ребенка в семью нужно с раннего возраста, в то время как медики рекомендуют возраст 1,5 - 2 года, когда уже видны основные проблемы, задатки, склонности, и человек может в полной мере понять, способен ли он воспитывать именно этого ребенка. И таких нюансов - сотни.

Бывает, что люди действительно хотят поучаствовать в судьбе детдомовцев или бомжей, но не знают с чего начать, куда идти, с кем договариваться. СМИ призваны дать им эту информацию. Ведь именно они реализуют неотъемлемое право гражданина - право знать.

Решение проблем

В пресс-клубе было предложено составить государственную программу «Отказники России», в которой были бы предусмотрены мероприятия, облегчающие жизнь нуждающимся слоям населения.

Также собравшимся показалось целесообразным инициировать создание финансируемого социального проекта, объединяющего властные структуры, общественные организации и СМИ.

Журналисты пришли к выводу о значимости телевизионной программы или серии печатных материалов на тему «Успешные выпускники детдома». Это поможет обрести уверенность в собственных силах отказным детям и сломать общественный стереотип о том, что все детдомовцы - будущие уголовники.

Таким образом, встреча прошла плодотворно: внимание СМИ привлекли к проблемам нуждающихся. Профессионалы продемонстрировали журналистам насущные проблемы, показали, под каким углом их нужно освещать, чтобы принести реальную пользу. Остается ждать результатов.

К.п.н В. Калачева

«Языком цифр»

• В Петрозаводске 3000 человек без определенного места жительства.

• В среднем на улице человек может прожить 5 - 7 лет, в условиях Карелии эта цифра уменьшается, что дает повод чиновникам высказываться следующим образом: «И чего вы о бомжах беспокоитесь? Скоро сами вымрут».

• В 2006 году 196 детей остались без родителей. 19 из них уже находились в Доме ребенка по заявлению «на время» и остались там, похоже, навсегда. Из общего числа детей 47 % отправлены в Дом ребенка или детский дом, остальные обрели родителей или попечителей.

• В 2006 г. 80 детей усыновлены, из них 15 выявленных в этом же году.