КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Акция «Открытый список»

27.01.2005

Разделы:

Граждане вне очереди

На прошлой неделе состоялось собрание представителей общественных организаций Карелии, решивших обменяться мнениями относительно прошедшей недавно конференции совета неправительственных организаций при председателе парламента Карелии Н. Левине. Не желая превращать разговор в критическое обозрение в принципе полезного мероприятия, было оговорено, что участники «круглого стола» отказываются от каких-либо замечаний в адрес организаторов конференции и попытаются извлечь из прошедшего события только положительные уроки. Надо сказать, ограничительное правила собравшимися было выполнено. Приняли участие во встрече руководители таких неправительственных организаций, как «Спок» (природоохрана), «Равновесие» (защита прав детей-сирот), «Голос» (права избирателей), республиканский ресурсный центр общественных организаций, женский социал-демократический конгресс, центр политических и социальных исследований Карелии.

По ходу разговора участники вышли на тему о формирующихся сейчас в регионах России общественных палатах, призванных по замыслу президента страны дополнить систему политической власти участием в ней собственно граждан. Однако работа по созданию таких палат опять ведется от лица общества государственными органами власти, что дискредитирует президентский проект. Вообще тема фактического замещения «общественности» представителями институтов власти в неправительственном секторе, достаточно любопытная. Трудно сказать, насколько она типичная для других регионов России, но в Карелии этот феномен очевиден. Что, кстати, наглядно было продемонстрировано списком докладчиков на упоминавшейся уже конференции, когда подавляющее число «общественников» (закавычиваем лишь по причине статусной фиксации лиц чиновного ряда, а отнюдь не из неуважения к их общественной работе) оказались представителями власти. Естественно, никто не запрещает чиновнику заниматься общественной деятельностью (это даже хорошо, что у него есть такая внутренняя потребность), вопрос в другом: почему слишком обильно чиновники были представлены на конференции? Ответ может быть таким: либо организаторы её, опасаясь стихии выступлений - что им казалось вредным перед лицом министра иностранных дел России С. Лавровым - сильно отредактировали список докладчиков (сделав его совершенно надёжным), либо лучшие представители общественности, в самом деле, трудятся в кабинетах власти. Каждый волен сам сделать вывод.

Но факт остаётся фактом: нежелание отдельно взятых граждан самим формировать систему общественных отношений не означает, что ниша эта останется пустующей. Нет, она заполняется «государственным телом». И представители государственно-политической номенклатуры уже сами тогда определяют и содержание, и вектор развития гражданских институтов власти (именно власти, но общественной). Прежде всего, этим провоцируется установка государства на формирование имитационных гражданских объединений типа республиканского «Согласия», обслуживающего политические интересы главы республики С. Катанандова и откровенно патронируемого штатным сотрудником губернаторской администрации. Такая форма политической организации при главе Карелии не исключается, но это точно не есть гражданская самоорганизация. В данном случае честнее говорить о «свёрнутой» структуре постоянно действующего предвыборного штаба конкретно политика - С. Катанандова. Только этим, на наш взгляд, вызвана мерцающая пульсация деятельности «Согласия», оживающего в периоды предвыборной потребности «заказчика».

И подобных имитационных форм не гражданской самодеятельности можно без особого труда набрать с десяток в республике. Причем, не надо искать их только в среде госвласти, обнаружить таковые можно и в качестве партийных «спутников». Сам механизм рекрутирования партийного актива через «общественный эскалатор» понятен и имеет право на жизнь, но это опять не пробуждающаяся самодеятельность индивидуумов, пожелавших включиться в управление. Хотя моя точка зрения может быть оспорена, разумеется, поскольку речь заходит о содержании терминов. Скажем, полной неожиданностью было для меня услышать на петрозаводской конференции из уст депутата Госдумы характеристику понятию «неправительственная организация», когда думец включил в нее все институты власти кроме самого правительства. Это его (а может и многих в Думе) уровень осознания темы «гражданского общества». И такие законодатели совершенно нормально отнеслись к тому, как президент страны Путин предложил формировать «общественную» палату, когда сама власть делегирует в гражданский актив своих полпредов. Таков уровень сознания и тут ничего не поделаешь. И депутат Госдумы, видимо, будет искренне заблуждаться, полагая, что коли не правительство своим постановлением формирует президентскую палату, то она и может считаться «неправительственной» общественной организацией.

Участники «круглого стола» так не считают. И в меру своих скромных сил каждый из нас в своем секторе общественной жизни осваивает именно не государственное, то есть гражданское, пространство. Не отказываясь, разумеется, от сотрудничества с институтами государства и более того, желая нагрузить их общественной заботой. Активные граждане сами перед собой ставят задачи - так они отвечают на вызовы времени - и стремятся выявленные ими проблемы сделать предметом деятельности и для структур власти (тут включается механизм соучастия). Именно потому важно, чтобы как можно большее число людей добровольно вошли в общественную жизнь. Вновь возвращаясь к конференции, вспомню как министр иностранных дел России Сергей Лавров, обращаясь к опыту зарубежных демократий (он упомянул США с Канадой), отметил, что в этих странах половина населения включена в общественную деятельность. В России, по его данным, число участников НПО составляет порядка 2 миллионов человек. Не густо, прямо скажем. Но и упрекать некого, разве что самих себя. Общественная активность не является директивно определяемой, только собственная внутренняя потребность человека (позиция) определяет его включенность в общественную работу. Но эта позиция относится к категории формируемой потребности, где точно полезно востребованными будут институты государственной власти, которые могут помочь гражданам получить доступ к СМИ, к внутренним российским грантам и проч.

Как будет формироваться фамильный список будущей региональной (президентской) общественной палаты в Карелии? Надо сразу оговориться, что никто из инициаторов объявленного диалога не рвётся в её состав. Нам важно подвигнуть общество к обдумыванию самой темы «общественной палаты», к выявлению гражданского кадрового резерва для неё. Вот сверхзадача возникшей инициативной группы, присоединиться к которой может любой желающий.

Мы пришли к мысли, что, не дожидаясь объявления о начале формирования списочного состава будущей палаты в Карелии, нужно дать возможность представителям гражданских организаций республики и просто гражданам высказаться по поводу затеваемого проекта, а главное предложить им, чтобы они сами назвали кандидатуры в будущую общественную палату Карелии. Эту акцию мы поименовали «Открытый список» и участвовать в ней могут совершенно все. Если у вас имеются свои соображения относительно президентского проекта, то пишите, сайт politika-karelia.ru - открытая дискуссионная площадка для вас (материалы будут размещаться в разделе «Общество»). В разделе «Форум» вывешивайте ваши предложения по фамильному составу будущей общественной региональной палаты, желательно с комментариями, потому как надо будет понять ваши мотивы, а заодно и познакомимся друг с другом.

Акция начинается. Граждане, не ленитесь думать, иначе за вас другие будут принимать решения.

Форум работает ТУТ: http://www.politika-karelia.ru/shtml/article.shtml?id=668

Архив: