КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Жестокие игры.

14.09.2006

Разделы:

Компьютерные «стрелялки» все чаще учат нетерпимости - национальной, религиозной, сексуальной.

В начале сентября общественность Соединенных Штатов была потрясена появившейся в Сети новинкой. Купив через Интернет всего за 16 долларов компьютерную игру, любой желающий может поставить себя на место командующего фашистским подразделением, которое подавляет еврейское восстание в Варшавском гетто.

За каждого виртуального узника, убитого при помощи минометов и танков, полагаются призовые очки. Правительственный форум США по борьбе с антисемитизмом уже выпустил заявление, в котором требует найти и наказать разработчиков и распространителей чудовищной игры. Аналогичные компьютерные «стрелялки» получили широкую популярность и в России. Внуки и правнуки советских солдат имеют теперь возможность спокойно «сражаться» на стороне гитлеровских войск. При этом наши законы ничего не могут противопоставить аппетитам «продавцов смерти».

Еще лет десять назад ни одному российскому разработчику игр не пришло бы в голову горделиво писать на обложке диска: «Вы сможете принять участие в Сталинградской битве на стороне гитлеровских войск». Теперь же практически в каждой из выпускаемых игрушек можно «воевать» не только под флагами стран, входивших в союзническую коалицию, но и в качестве маршала вермахта. Ничего кощунственного новое поколение компьютерщиков в этом уже не видит. «Мой дед был героем, он дошел до Праги, - поделился с «Новыми Известиями» Анатолий Субботин, сотрудник игрового подразделения «1С», крупнейшего издателя исторических стратегий в России. - Однако никаких угрызений совести по поводу возможности воевать за Гитлера ни у меня, ни у разработчиков игр не было. Наша задача - познакомить пользователей с историей в полном объеме, без купюр. Если уж мы скрупулезно, до мельчайших деталей воссоздаем военную технику, форму одежды и эпоху, то почему не дать игроку возможности увидеть войну со всех сторон?»

Возможно, Вторая мировая уходит все дальше в прошлое, становясь более достоянием истории, нежели страшным воспоминанием. Никому ведь и в голову не придет возмущаться возможностью сражаться за Чингисхана или Наполеона. Хотя едва ли Гитлера можно с чистой совестью поставить в один ряд с этими блестящими полководцами.

«Ничего не поделать, тема Второй мировой войны среди игроков одна из самых популярных. И не только среди наших, но и среди зарубежных, - пояснил «НИ» г-н Субботин. - А правда о войне всегда страшная и грязная правда. Искренне надеюсь, что благодаря нашим играм западный обыватель узнает подлинную историю Второй мировой». Между тем эксперты убеждены, что подобные игры не столько способствуют углублению исторических познаний молодежи, сколько провоцируют межнациональную рознь и нагнетают социальное напряжение. «Копцев, наигравшись в такие игры, пошел резать людей в синагогу, - заявил «НИ» правозащитник Евгений Прошечкин из Московского антифашистского центра. - Сами по себе игры не так опасны, если бы в обществе не было бы зашкаливающего градуса ненависти, ксенофобии и межнациональных противоречий».

Отчасти с этой точкой зрения согласны и ученые. «Если взрослый человек с устоявшейся психикой практикует видеоигры как способ релаксации, ничего плохого в этом нет, - пояснил «НИ» психотерапевт Владимир Есаулов. - Определенный элемент азарта и агрессии здесь есть, но он используется исключительно как метод устранения негативной энергии. Но вот детям агрессивные компьютерные игры, несомненно, вредят. Особенно малышам до 6-8 лет. Ведь как обстоят отношения с реальностью? Если сильно заигрался, то получил по носу в ответ, запомнил, учел ошибки, стал умнее. А в виртуальном мире ответа нет. Так возникает иллюзия вседозволенности, размываются нравственные ориентиры».

Идентификация ребенка с героем игры - очевидна. Дети, играющие в одни и те же «стрелялки», начинают хвастаться друг перед другом, кто круче, кто сильнее, кто лучше и больше убивает. В этом плане стратегические игры более полезны для психики - они хотя бы развивают мышление. «Но если при этом используются, мягко говоря, неполиткорректные сюжеты, то вред, которые наносится сознанию ребенка, значительно превышает пользу», - заключает г-н Есаулов.

Действительно, едва ли дело только в ксенофобии или разжигании межнациональной розни. В виртуальном мире популярны все виды экстремизма и антиобщественного поведения. В американской игре Kaboom шахид, нарисованный в духе карикатур, превращает прохожих в куски обуглившейся плоти. Чрезвычайно популярная американская игра Grand Theft Auto хоть и не изобилует подобными жестокостями, зато пропагандирует образ мысли явно асоциальный. Ее герой разъезжает по городу на краденых машинах и давит всех попадающихся на пути. Богатая графика делает брызгающую на ветровое стекло кровь как никогда реалистичной...

Свою виртуальную нишу теперь смог бы найти даже Чикатило. «В Японии, например, не так давно появилась игра, где главный герой - маньяк-насильник, охотящийся в подворотнях большого города за школьницами в клетчатых юбочках. Примечательно, что никакой бури возмущения в Стране восходящего солнца она не вызвала. Возможно, потому, что в половине японских мультиков еще и не то увидишь. В России, кстати, таких прецедентов шокировавших общество игрушек пока не было», - утверждает Александр Субботин.

И все-таки ксенофобам «повезло» больше: играми, где можно разрядить эмоции на представителях меньшинств, национальных, сексуальных или религиозных, забиты все игровые интернет-страницы. В «стрелялке» Postal2, признанной самой жестокой из ныне существующих, главный герой насаживает убитых кошек на дуло пистолета, чтобы использовать их в качестве... глушителя. Мир игры, казалось, конструировали специально для экстремистов. Застрелить гомосексуалиста, сжечь священника или снести лопатой голову приглянувшейся девушке здесь считается делом, достойным похвалы. Кстати, авторы первой части Postal извлекли уроки из критики их детища - в последней версии игрушки появилась возможность плюнуть или помочиться в лицо новому персонажу - борцу с насилием в компьютерных играх, правильному зануде.

В Соединенных Штатах для оценки степени экстремизма в компьютерных играх существует специальный институт - Совет по рейтингам игрового программного обеспечения. Его задача - классифицировать игры по возрастной шкале. За нарушение рейтинговых правил следуют крупные штрафы. Но оценить разрушительное влияние игрушек не так-то просто. Совет по рейтингам то и дело обвиняют в излишней либеральности: она действительно становится очевидной, если вспомнить, что за всю свою историю Совет, подаривший детям возможность резаться в 10 тыс. видеоигр, только 18 квалифицировал как предназначенные только для взрослых.

Но если в Японии на «недетские игры» смотрят сквозь пальцы, а в США никак не могут подыскать нарушителям спокойствия статью, то в Австралии есть несколько удачных прецедентов борьбы с виртуальным насилием. Этим летом запрету на Зеленом континенте подверглась игра по мотивам знаменитого фильма Тарантино «Бешеные псы». Возмущение судей вызвала используемая в игрушке «опция пыток», позволяющая игроку калечить захваченных заложников, чтобы вынудить полицию сложить оружие - в частности, бить их по голове пистолетом, прижигать глаза сигарами и отрезать пальцы.

«Наше законодательство в этом аспекте неэффективно, - заявил «НИ» адвокат фирмы «Князев и партнеры» Александр Арутюнов. - Ни запретов, ни, тем паче, уголовной ответственности производителям, увы, бояться не приходится. Единственная статья, по которой злоумышленников действительно можно привлечь, - распространение порнографии. Здесь критерии достаточно жестки и очевидны. А вот разжигание национальной розни - оценочное понятие, и самостоятельно доказать, имеет ли оно место в том или ином мультимедийном средстве, правоохранительные органы попросту не в силах. Необходимо заключение экспертов. Рассчитывая привлечь производителя таких игр к ответственности, законодатель должен быть уверен, что степень общественной опасности таких действий настолько высока, что создает угрозу интересам общества».

Но и с экспертами не все так просто. «Фантастически сложно определить, насколько игра провоцирует людей к совершению преступлений, - говорит Дмитрий Янин, председатель Международной конфедерации обществ потребителей. - Есть еще одна проблема. Поскольку большая часть программ распространяется нелегально, ответчика вы едва ли найдете. Здесь спасет только гражданская активность населения. Люди сами должны сообщать в милицию. Увидел в продаже - заявил. После проведения экспертизы - изымут всю партию».

Нельзя сказать, что проблема насилия в компьютерных играх никогда не поднималась Госдумой. Еще в январе этого года депутаты подготовили пакет поправок к закону «О противодействии экстремистской деятельности». «Это уже лишнее. Действующего законодательства вполне достаточно, - заявил «НИ» Александр Чуев, депутат Госдумы. - Я считаю, что игры, пропагандирующие насилие, порнографию и разжигающие межнациональную рознь, продаваться не должны. Последние уж точно подпадают под уголовное законодательство. Игры с незначительным содержанием эротики или насилия должны распространяться в соответствии с возрастными ограничениями. Не представляет труда также отследить, какие сайты распространяют такие игры, и блокировать их».

Не понятно только почему, если отследить и запретить подобные игры не «представляет никакого труда», в Интернете и на радио-рынках столицы ежедневно появляются десятки новых неполиткорректных игрушек. И судя по заявлениям российских и западных производителей «стрелялок», меньше их в ближайшее время не станет.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ИГРЫ В июне 2004 года министерство культуры Китая запретило шведскую компьютерную игру Hearts of Iron. Решение было мотивировано тем, что игра «искажает историю, нарушает суверенитет и территориальную целостность» страны. Так, например, Маньчжурия и Тибет на игровых картах стали независимыми странами, а Тайвань отошел к Японии. В апреле 2003 года министерство по делам семьи Германии запретило игру Command and Conquer Generals. По мнению министерства, игра, в которой игрок виртуально участвовал в штурме Багдада, пропагандировала насилие. Производитель игры - американская компания Electronic Arts - утверждала, что ее продукт запретили по политическим мотивам. Как известно, США и Германия разошлись во взглядах на проблему Ирака. В марте 2001 года Верховный комитет научных исследований и исламского закона Саудовской Аравии запретил детскую компьютерную игру Pokemon японской компании Nintendo. Власти страны усмотрели в «Покемоне» пропаганду сионизма и азартных игр, запрещенных исламом. Кроме Саудовской Аравии, игру пытались запретить в Мексике, Словакии и Турции. В США на уровне отдельных штатов неоднократно предпринимались попытки ограничить продажу компьютерных игр, содержащих сцены насилия и секса. Однако производителям игр всегда удавалось через суды добиться отмены запретов, как противоречащих первой поправке к американской конституции, гарантирующей свободу слова.

ИЛЬЯ НОСЫРЕВ, АНДРЕЙ ЛЕОНОВ

"Новые известия"