КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Семейная политика в Госдуме.

21.04.2006

Разделы:

В Госдуме обсудили законодательный опыт регионов в области семейной политики.

20 апреля Комитет Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей провел парламентские слушания на тему: "Семейная политика: механизмы реализации в условиях разграничения полномочий власти, законодательный опыт регионов".

Как сообщили REGIONS.RU в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы РФ, в дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, общественных объединений, ведущие специалисты в области семейной политики и права.

Председатель Комитета Екатерина Лахова сообщила, что инициаторами слушаний стали регионы. "И это не случайно, - сказала она. - Прошло два года со времени принятия федеральных законов о разграничении полномочий власти. Основная нагрузка по решению важнейших и непростых вопросов социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот, беспризорных и безнадзорных легла на плечи регионов. Им пришлось принимать законы, разрабатывать программы, решать финансовые и организационные вопросы. Степень готовности регионов разная. Разные финансовые возможности и разное понимание значимости решения проблем семьи и детей. Есть регионы, где этими вопросами занимаются давно и семейная политика реализуется довольно успешно: созданы специальные структуры, налажено конструктивное взаимодействие между исполнительной, законодательной властью, общественными организациями. Другие регионы пока находятся в поиске эффективных механизмов решения социальных проблем семьи и детей. Есть и такие регионы, где еще не пришли к пониманию необходимости работы с семьей и считают, что сначала надо укрепиться экономически, а потом уже думать о семье".

Участники слушаний обменялись опытом законодательного и практического решения вопросов семьи и детства.

Руководитель департамента по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области Елена Шашарина рассказала, что в ее регионе семейная политика выделена в самостоятельное направление работы исполнительной власти, которая видит свою задачу в том, чтобы помочь каждой семье стать субъектом семейной политики и обеспечить условия для реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье.

Принят областной закон о делегировании полномочий органам местного самоуправления (вместе с необходимыми субвенциями); нормативные акты об организации профилактики детской безнадзорности, о дополнительных гарантиях семьям, воспитывающим детей, социальной поддержке детей-сирот.

Созданная в области система из 111 специализированных учреждений со штатом общей численностью 4 тысячи человек обслуживает 150 тысяч из 500 тысяч семей и 240 тысяч из 700 тысяч детей. Оптимальность ресурсного обеспечения специализированных центров службы семьи достигается за счет внутриведомственного системного взаимодействия как учреждений, так и отдельных специалистов. В области работают учреждения для дневного пребывания детей из неблагополучных семей, центры по работе с детьми-инвалидами, социальные гостиницы для беременных женщин и женщин с грудными детьми, открыт реабилитационный стационар для детей, подвергшихся насилию в семье, центр социальной реабилитации подростков, освободившихся из закрытых воспитательных учреждений.

По словам Е.Шашариной, в области ведется работа не только с семьями и детьми группы риска и уже попавшими в трудную жизненную ситуацию, но и с благополучными семьями. "Еще в прошедшее десятилетие мы взяли курс на увеличение численности активно действующих успешных семей, которые способны выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие", - сообщила Е.Шашарина.

За 14 лет существования в структуре администрации Самарской области отдельного семейного департамента, благодаря тесному взаимодействию с органами местного самоуправления и поселковыми администрациями, удалось не только переломить тенденцию роста семейного неблагополучия, но и существенно улучшить уровень социально-педагогического благополучия семей. Возросло количество родов (по сравнению с количеством абортов), снизилась младенческая смертность, в 1,7 раза уменьшилось число обучающихся в коррекционных школах для умственно отсталых детей. Уменьшилось число разводов, случаев лишения родительских прав (с 1700 до 1200 случаев). В 2,7 раза снизилось число безнадзорных детей, в 1,3 раза уменьшилось число социальных сирот. 2 тысячи семей воспитывают 3 тысячи приемных детей, среди которых, по словам Е.Шашариной, нет ни одного осужденного и ни одного наркомана. Нет в области и беспризорных детей.

Ведется работа по обеспечению жильем и трудоустройству выпускников детских домов. В ближайшее время будет активизирована работа по решению проблем в системе дошкольного воспитания, планируется разработать систему ежемесячных выплат на детей в возрасте до 6 лет.

В ходе обсуждения были затронуты вопросы усыновления, досуга и оздоровления детей, социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Предлагалось создать единый координирующий орган в сфере материнства и детства.

В ряде выступлений указывалось на отсутствие на федеральном уровне государственных минимальных социальных стандартов в сфере социальной поддержки семьи и детей. Правительству рекомендовано разработать соответствующие стандарты и федеральную целевую программу "Дети России" на 2007-2010 годы, обеспеченную необходимыми финансовыми ресурсами и реальными механизмами реализации. Предложено также ускорить разработку механизма предоставления субъектам Федерации субсидий на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственной Думе рекомендовано ускорить подготовку законов, предусматривающих увеличение стандартных налоговых вычетов на детей; увеличение продолжительности периода, засчитываемого в страховой стаж одного из родителей при осуществлении ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет; повышение пособий при рождении ребенка и по уходу на ребенком; усиление уголовной ответственности за торговлю детьми и посредническую деятельность при усыновлении детей; защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию; создание ювенальных судов.

Regions.ru