КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Борьба за осужденного.

20.04.2006

Разделы:

В России может возродиться система надзора за бывшими заключенными. В МВД уже подготовлен соответствующий законопроект, предусматривающий ограничение свободы передвижения недавних зэков, запрет посещать им публичные мероприятия и обязанность регулярно являться в местное отделение милиции. О высылке "за 101 км", куда в советские годы отправляли рецидивистов, речь пока не идет. С другой стороны, инициатива предусматривает и меры по соцподдержке бывших преступников. И, судя по всему, предложение МВД имеет неплохие шансы превратиться в закон - за введение подобных мер контроля за бывшими преступниками в свое время уже выступали и Генпрокуратура, и Минюст, а также российский омбудсмен Владимир Лукин. Независимые юристы также согласны, что Россия нуждается в системе административного надзора, но подчеркивают, что нужна система не столько жесткого контроля, сколько ресоциализации бывших зэков.

Насильник с чипом

Проблема надзора и социальной адаптации бывших заключенных действительно чрезвычайно актуальна для России, где миллионы человек прошли через тюрьмы. При этом более трети осужденных нарушают уголовный закон повторно. Правда, как отмечают в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), в Европе уровень рецидива значительно выше (60-80%), однако ни в одной европейской стране нет такого огромного количества заключенных, как в России - почти 840 тысяч человек. Более того, за последние полтора года "тюремное население" снова стало расти (почти на 80 000 человек), что произошло, в частности, за счет общего роста количества совершаемых преступлений (на 28%).

Инициатива МВД по созданию системы надзора за экс-заключенными включает в себя два основных элемента - контроль за их передвижением и система их соцадаптации. Что касается первого предложения, то в этой части авторы законопроекта предлагают обратиться к советскому опыту. В СССР действовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. "Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", который распространялся на особо опасных рецидивистов и условно-досрочно освобожденных (УДО). Для этих лиц органы милиции могли устанавливать "комендантский час", им могли запретить пребывание в определенных местах (знаменитая высылка за 101 километр) и перемену места жительства. Их могли обязать посещать отделение милиции от одного до четырех раз в месяц.

Решение же об установлении надзора принималось либо начальником колонии, либо начальником местного отделения милиции, сотрудники которого имели право ходатайствовать о трудоустройстве бывшего зэка, "приглашать" к себе поднадзорного для профилактических бесед, да и сами могли придти к нему в гости в любое время суток. Сам поднадзорный был обязан не только являться в милицию по вызову, но и уведомлять ее сотрудников "о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам". Кроме того, "при выезде по личным делам с разрешения ОВД в другой населенный пункт и нахождении там более суток" он был обязан зарегистрироваться в местном отделении милиции.

После распада СССР перестала действовать и система административного надзора. И хотя в МВД РФ собрана база данных на всех осужденных, проконтролировать их передвижение и, следовательно, предпринять какие-то меры по профилактике совершения ими новых преступлений милиционеры не могут. "За 6 месяцев до освобождения мы направляем в органы занятости информацию об освобождаемом и просим принять меры по его трудовому и бытовому устройству, - рассказал Стране.Ru высокопоставленный источник во ФСИН. - Мы также направляем уведомление в отделение милиции по его месту жительства - мы ведь знаем, куда прибывает освобожденный, сами ему билеты выдаем. Однако никакой надзор осуществлять за ним отделение милиции не обязано. Есть только некое подобие надзора при УДО, прописанного в Уголовном кодексе, но на практике он не осуществляется. Фактически сегодня действует только одна мера контроля за бывшими заключенными - регистрация по прибытии на новое место жительство или при получении нового паспорта, так как в колониях стали только недавно выдавать паспорта".

Между тем, по мнению экспертов, для страны со столь высоким уровнем криминала отсутствие системы надзора и соцподдержки бывших заключенных - непозволительная роскошь, особенно если речь идет о несовершеннолетних. Ведь сегодня службы пробации, которые работают с бывшими заключенными, существуют во многих странах мира. А первый известный случай внедрения в жизнь более или менее упорядоченной системы уголовного надзора был зафиксирован в США в 1887 году - мэра Бостона обязали брать на работу бывших заключенных, надзор за которыми осуществляла полиция. И сегодня в США создана очень жесткая система контроля за условно-досрочно освобожденными. Офицер по надзору имеет право в любое время суток наведаться к подопечному, проследить, как он работает, вызвать его для беседы, установить для него "комендантский час". В некоторых штатах, например, в Вирджинии, для этих целей применяются даже GPS-датчики. А в Великобритании особенно тщательно осуществляется спецнадзор за лицами, совершившими сексуальные преступления - за ними ведется спутниковое наблюдение. Система пробации создана и в ряде стран на постсоветском пространстве, например, в Эстонии. А в Канаде власти широко используют работу правозащитных организаций - в отношении подростков офицеры пробации только координируют и, при необходимости, контролируют работу общественных организаций.

Борьба за зэка

Надо сказать, что МВД - далеко не первое российское ведомство, которое предлагает восстановить систему административного надзора. Два года назад с аналогичной инициативой выступила Генпрокуратура, однако проект был раскритикован в связи с тем, что не предусматривал мер по социальной адаптации бывших заключенных. "Надзор сам по себе эффекта не даст, если не подкрепить его соцпомощью", - признает высокопоставленный сотрудник ФСИН.

Затем инициативу у Генпрокуратуры перехватил уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, выступивший с предложением создать службу пробации, которая будет одновременно надзирать за заключенными и устраивать их на работу. В связи с этим он даже обратился к президенту с письмом, отметив необходимость создания службы пробации, которая "преследует иные, отличные от наказания цели, направленные, в первую очередь, на профилактику повторных преступлений и социальную реабилитацию лиц, попавших в сферу ее деятельности". По мнению Лукина, "пробация могла бы быть создана в составе Министерства юстиции РФ в качестве самостоятельной федеральной службы".

При этом Минюст, понявший, что может "прирастить" новую структуру, немедленно поддержал инициативу омбудсмена, и на недавней коллегии Минюста с участием президента Путина министр юстиции Юрий Чайка заявил, что ведомство в настоящее время прорабатывает данный вопрос. Поддержал инициативу и глава Верховного суда Вячеслав Лебедев. "В предложениях Генпрокуратуры и Владимира Петровича Лукина есть свои положительные стороны, - считает сотрудник ФСИН. - Надзор без оказания соцпомощи не даст эффекта, но и соцпомощь без надзора тоже неэффективна".

И вот теперь МВД, поняв, что может окончательно потерять свои полномочия по контролю за заключенными (в свое время ведь именно МВД отвечало за колонии и тюрьмы), решило сработать на упреждение и подготовило свой законопроект о неком аналоге пробации. Представители милицейского ведомства надеются, что Дума примет этот документ уже в 2006 году.

Что касается надзора за экс-зэками, то его МВД предлагает устанавливать за лицами, которые, согласно характеристике администрации колонии, могут представлять опасность для общества. Этим лицам, как и в советские годы, предлагается запретить свободно переезжать, а также посещать места массового скопления людей. Будут они обязаны и регистрироваться после освобождения в местном отделении милиции, и регулярно встречаться с его сотрудниками. С другой стороны, МВД предлагает создать в рамках органов местного самоуправления наблюдательные комиссии, которые будут следить за восстановлением прав бывших заключенных на жилье и контролировать их трудоустройство. Причем предприятия, которые откажутся взять бывшего зэка на работу, могут быть оштрафованы.

Правозащитники уже подвергли критике инициативу ограничить свободу передвижения бывших заключенных и предложили уделить больше внимания проблеме реабилитации. И даже председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что на законодательном уровне не следует ограничивать право на место жительства для лиц, отбывших наказание за тяжкие преступления. "Я не считаю возможным устраивать надзор в виде слежки, но работа по профилактике должна силами МВД проводиться, в том числе надзор за лицами, вернувшимися из мест заключения, совершившими тяжелые преступления. Такой надзор возможен", - сказал Грызлов, отвечая на вопрос журналистов.

Между тем, юристы выступили с поддержкой создания службы пробации. "Может быть, не стоит выпускать их из вида, но в основном для помощи в трудоустройстве и адаптации. Но если лиц, освобожденных из исправительных учреждений, будут отмечать и в удобное время лишать свободы, это будет ужасно", - считает адвокат Генрих Падва. Представитель правительства в судах высшей инстанции Михаил Барщевский также поддерживает это предложение МВД, однако с рядом оговорок.

"Во всех странах мира существует система патронирования бывших заключенных, - пояснил Стране.Ru адвокат Юрий Костанов. - Она нужна и в России. Но нужна система не столько жесткого контроля, сколько ресоциализации людей. И я опасаюсь, что у нас будут надзирать, а не помогать людям стать членами общества. В любом случае, служба пробации должна существовать не при МВД, а при Минюсте". Таким образом, вокруг еще несозданной системы пробации уже разгорелась нешуточная конкурентная борьба между двумя ведомствами-тяжеловесами - Минюстом и МВД. И хотя многое будет зависеть от того, кто первым внесет проект в Госдуму, пока перевес на стороне Минюста. Дело в том, что, по мнению экспертов, один и тот же орган не должен осуществлять контроль за теми, кого посадил в тюрьму. Именно по этой причине, по требованию Совета Европы, пенитенциарная система была передана из МВД в ведение Минюста.

Филипп Стеркин

Страна.Ru