КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Иваново уже не город невест.

27.03.2006

Разделы:

Текстильная столица России на грани выживания

Областной центр Иваново теряет статус "города невест". В свое время сюда завозили девушек со всех концов Советского Союза и даже из Вьетнама. Новых рабочих рук требовали вводимые в строй текстильные гиганты, выдававшие на-гора горы ситцевых тканей и гобеленов. Сегодня гиганты либо замерли, либо работают наполовину своей мощности. Молодые пряхи городу больше не нужны.

Вчерашняя текстильная столица стала городом контрастов. Уровень доходов населения самый низкий в Центральном федеральном округе, безработица - одна из самых высоких. Зато в выходные магазины и рынки полны посетителей, которые пришли сюда не с пустыми кошельками. В ресторанах по вечерам полно желающих весело отдохнуть за немалые деньги. По числу игровых автоматов провинциальное Иваново сравнялось с самим Питером! На улицах много молодых людей за рулем дорогих иномарок. \r\n Откуда роскошь? Да от тех же текстильных и швейных фабрик. Перейдя в частные руки, они снизили объемы выпуска, зато подняли цены. Доходов вполне достаточно, чтобы новые хозяева жили в свое удовольствие и летали по праздникам в теплые страны. Есть и другие способы пополнить карманы - уход от налогов, нещадная эксплуатация оборудования и работников. Это то, с чем безуспешно пыталась бороться местная власть и на что старательно закрывают глаза профсоюзы.

Еще один источник неправедных доходов - теневая экономика. Это всевозможные перекупщики тканей и "цеховики". Никто не считал, сколько в городе подпольных швейных производств, но все знают, что их очень много. Местный рынок переполнен постельным и нижним бельем. Едут за этим товаром аж из Воркуты. Опытный покупатель всегда распознает, где пошита наволочка - на предприятии или в подвале, но расходится все. Есть спрос - есть предложение.

Вот типичная для бывшего "города невест" история. Молодая ткачиха Светлана Смирнова была сокращена с обанкротившейся фабрики. На руках - два маленьких сына. Отец семейства бросил молодую женщину и детей, прельстившись новой пассией. Из близких людей остались лишь пенсионерка-мать и двоюродная сестра.

На алименты молодая женщина не рассчитывает, старается сама прокормить семью, устроившись продавщицей в продуктовый магазин. Зарплата около 4,5 тысячи рублей, а работа посуточная, материально ответственная. В семье на счету каждая копейка. Почти тысячу рублей надо отдать за детский садик, не считая постоянных поборов на игрушки и гигиенические средства . Еще две тысячи - плата за квартиру и коммунальные услуги. Остальное без остатка уходит на проезд и обеды. Правда, выручает мать, отдавая дочери и внукам свою пенсию. Так и живут вчетвером.

В выходные, а тем более в отпуск, Свету дома не застать. Использует любую возможность для пополнения семейного бюджета. Постоянно изучает объявления под рубрикой "Биржа труда", звонит, записывается на собеседование.

- В городе больше десятка кадровых агентств, - делится опытом женщина. - Я упорная и ни от чего не отказываюсь. Сезонных работ для молодежи много, большинство связано с рекламными компаниями. Проблема в другом: мало платят.

Вот, например, раздача рекламных листовок прохожим - 30 рублей в час. Бывает, вылечить подхваченную на улице простуду или ангину обходится дороже. А предновогодние дни Светлана провела на улице в костюме сказочной птицы, символизирующей новую рекламную газету. За час работы заплатили 50 рублей (пару месяцев назад платили 70, но так как от студентов отбою нет, то решили сэкономить на рабочей силе.

Несмотря на то, что за последний год похудела на 8 килограммов, заработанные 900 рублей Светлана планирует потратить не себе на обновку, а на игрушки своим сорванцам. "Порадовать детей хочется", - улыбается молодая мама.

На ивановской областной станции переливания крови Сергея знают в лицо. Бывший помощник мастера был выставлен за ворота предприятия по сокращению. Вот и повадился парень сдавать кровь: за стакан платят по 50 рублей, дают три пряника с чаем. На полсотни праздничный ужин, конечно, не закатишь, но полкило сосисок к макаронам добавишь.

Не чурается парень и работы дворника. Говорит, уборка территории с метлой или лопатой в руках заменяет утреннюю зарядку и пробежку. А вечером идет в детский сад: недавно устроился вахтером. Надеется, что работать до последней капли крови ему все же не придется - может, подфартит с вакантным местечком?

"Сегодня при устройстве на работу справка от гинеколога стала таким же необходимым документом, как трудовая книжка или па спорт, - рассказывает нам будущая мама Настя Мамонтова. - Я несколько предприятий обошла, везде готовы были принять, но как только узнавали, что я беременна, следовал отказ". "Как только начальница узнала, что я беременна, в ультимативной форме предложила сделать аборт, - рассказывает молодая мама Лия.

И подобные примеры можно приводить тысячами.

Утратив статус города невест, Иваново может лишиться и бренда столицы ситцев. По сравнению с советским периодом производство тканей уже сократилось в два раза. И хотя текстильная отрасль еще остается одной из ведущих, ее ассортимент составляют не дорогие ткани, а обыкновенная марля и простенькие ситцы. Зато долги в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды насчитывают сумму, исчисляемую десятизначной цифрой. Более половины предприятий работают с убытком, а 25 находятся в стадии банкротства. Если учесть, что технического перевооружения на большинстве предприятий не ведется, нетрудно предположить, что уже в ближайшее время из оборудования выжмут последние соки, после чего цеха останется только закрыть, а рабочих выставить за ворота. Впрочем, для некоторых это время уже наступило. Недавно сразу 1800 работников ЗАО "Меланж" получили уведомления о предстоящем сокращении.

Зимой новый губернатор Ивановской области Михаил Мень провел совещание с хозяевами текстильных фабрик и для начала потребовал полной уплаты налогов. Налоги, конечно же, надо платить, но кто позаботится о людях?

Труд