КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Влияние воцерковления осужденных.

11.12.2005

Разделы:

Ссылки:

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской федерации - Аналитическая справка

Введение

Реализуя право каждого осужденного на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивая возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свобо'дно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в учреждениях и органах уголовной исполнительной системы осуществляется воспитательный процесс, конечной целью которого является формирование личности, готовой к созидательному образу жизни в современном Российском обществе после отбывания наказания. В не малой степени этому способствует обращение осуждённых в христианство, их психологическая и духовная работа, часто выражающаяся в воцерковлении осужденных, исповедующих Православное христианство. Практически во всех без исключения учреждениях УИС созданы условия для добровольного осуществления права на свободу совести и свободу вероисповедания, при этом исключается нарушение правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемление прав других лиц, в том числе, не исповедующих никакой религии. Осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, для этого администрация учреждений УИС выделяет соответствующее помещение.

Воцерковление осужденных пока не является массовым явлением в местах лишения свободы, не только потому, что процент осужденных активно участвующих в культовой практике Русской Православной Церкви не велик, но, в большей степени из-за невозможности во многих случаях по объективным причинам священнослужителям уделять достаточное время на работу с осужденными, так как для священнослужителей в основном такая деятельность является дополнительным служением.

Нельзя не отметить, что воцерковление является сложным социально-психологическим явлением, требующим изучения пенитенциарными учёными и практиками, несомненно, оказывающим влияние на моральный климат в среде осужденных, особенно в среде отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы.

1.1. Воцерковление как один из способов духовного развития личности.

1.2. Влияние воцерковления на поведение осуждённых.

Пастырское служение священнослужителей Русской Православной Церкви в среде осуждённых уже почти 200 лет является одним из приоритетных направлений её деятельности в Российском обществе. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятыми на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, этому вопросу посвящена IX глава «Преступность, наказание, исправление». Положения данной главы утверждают принципы, на которых строится сотрудничество Русской Православной Церкви и пенитенциарной системы.

История официального сотрудничества пенитенциарного ведомства с Русской Православной Церковью началась» в XIX веке (в 1819 году в Петербурге было создано «Попечительское о тюрьмах общество», которое содействовало введению церковных служб в пенитенциарных учреждениях). В соответствии с положениями Закона Российской Империи от 15 июня 1887 года священники, диаконы, псаломщики, состоящие при местах заключения, относились к аппарату управления местами лишения свободы. По должностному окладу священник приравнивался к начальнику тюрьмы.

Современный этап взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с религиозными организациями начался в 1989 году: в соответствии с приказом МВД СССР No 250 от 10.10.89 г. были приняты «Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов», несмотря на то, что до конца 1990 года действовало Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями от 23 июня 1975 года. В 1992 году в Исправительно-трудовой кодекс были внесены изменения - добавлена статья 8-1 «Обеспечение свободы совести осуждённого». С 90-х годов проблемы реализации права осуждённых на свободу совести и свободу вероисповедания стали предметом изучения учёных.

В соответствии с пунктом 2.5. программы Исправительно-трудовой системы (ИТС) 2000 г. была признана необходимость: «Обеспечить реализацию гарантий свобод совести осуждённых. Предусмотреть возможность приглашения ими служителей культа для отправления обрядов исповеди, бракосочетания, крещения, отпевания и т.п., приобретения отдельных видов религиозной атрибутики, получения индивидуальных консультаций».

Воцерковление осуждённых, их активное участие в культовой практике Русской Православной Церкви основано на их убеждении в том, что данные процессы будут способствовать их скорейшему освобождению и социальной адаптации в обществе, после отбывания наказания. Пастырское служение священнослужителей Русской Православной Церкви в пенитенциарной системе отчасти регламентировано IX главой «Преступность, наказание, исправление» «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», в которой прямо говорится:

- в своём душепопечении о заблудших и осуждённых пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди;

- деятельность Русской Православной Церкви направлена, как на облегчение участи заключённых, так и на помощь в нравственном исцелении их душ;

- самым действенным в преодолении преступности призвано быть пастырское служение Церкви, особенно в Таинстве Покаяния;

- только отказ от преступной деятельности может способствовать возвращению к добродетельной жизни и очищению души.

1.3. Воцерковление осуждённых: проблемы и перспективы.

В начале 90-х годов верующие осуждённые всех вероисповеданий составляли не более 10 % от численности коллектива учреждения. Материалы специальной переписи осуждённых, проведённой в 1999 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы России показали, что 36,8 % считают себя верующими. Из числа верующих осуждённых 82,9 % считают себя православными христианами (30,5 % от общего числа осуждённых), 9 % - мусульманами (3,3 % от общего числа осуждённых). Всего в учреждениях уголовно-исполнительной системы Центрального и Севера - Западного Федеральных округов было опрошено 210 осуждённых, к лишению свободы (из них женщин - 83).

Из числа опрошенных осуждённых к лишению свободы считают себя верующими - 41, 18 %. Из числа верующих считают себя: православными христианами - 35, 5 %; католиками - 2, 13 %, буддистами -0,1 %, мусульманами - 1, 42 %.

Усиление влияния на осуждённых традиционных для России религиозных организаций, по оценкам сотрудников и самих осуждённых (как это показывает анкетирование) оказывает в большинстве случаев положительное влияние на внутригрупповые, межличностные взаимоотношения в среде осуждённых, что способствует сохранению стабильности в отдельных учреждениях и во всей уголовно-исполнительной системе.

Руководством Главного управления исполнения наказаний, в обзорах о взаимодействии с религиозными и общественными организациями неизменно подчёркивается, что сегодня нет сомневающихся в том, что религиозное образование лиц, лишённых свободы осуществляется в унисон стремлению реализовать социальную адаптацию к жизни на свободе, духовно возродить оступившихся, внести успокоение в души осуждённых; взаимодействие религиозных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказания, является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осуждёнными, способствует возвращению их в общество правопослушными гражданами.

Заключение

Проведённые в учреждениях уголовно-исполнительной системы Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Дальневосточного, Уральского округов исследования позволяют сделать вывод о том, что и сотрудники УИС и осужденные считают, что воцерковление положительно влияет на поведение осужденных в период отбывания наказания. Большинство осужденных не испытывают трудностей, связанных с возможностью отправления религиозных обрядов; практически во всех учреждениях УИС оборудованы молитвенные комнаты или даже построены храмы и часовни. К сожалению, в Русской Православной Церкви пока не существует такого института, как пенитенциарные священнослужители, которые были бы специально подготовлены к служению в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем, необходимо отметить, что священнослужителей, не имеющих возможности посещать осужденных менее одного раза в месяц на данный момент уже меньшинство, в среднем службы с участием осужденных проводятся не реже одного раза в неделю, Таинство причастия осужденные совершают еженедельно.

Источник: Сайт отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учрежденниями












С Богом.






Перед входом в СИЗО.