КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Учет фактора привязанности при выборе места размещения ребенка.

19.11.2005

Разделы:

Термин «привязанность» (англ. «attachment») означает видовую биологическую особенность человека, склонность, наследованную от предков, внешнее проявление которой зависит от впечатлений ребенка в первые два года его жизни.

Рассматривать данное понятие мы будем в рамках двух аспектов: эмоционального и поведенческого. Мы будем говорить о привязанности как о своеобразном защитном механизме, обеспечивающем безопасность ребенку. Таким образом, схема поведения ребенка, усвоенная им бессознательно, помогает ему различать реакции мамы и окружающих и получать сигналы поведения в различных ситуациях. Другими словами механизм привязанности включается в случае попадания ребенка в небезопасную ситуацию, когда ребенок не может помочь себе сам и начинает искать эту помощь у окружающих. Этот сигнал должен быть правильно воспринят взрослыми. Именно в этот момент ребенок как никогда нуждается в ласке и заботе со стороны взрослого.

Привязанность формирует отношение ребенка к окружающим, в связи с чем особую важность приобретает характер самой привязанности. Если ребенок благополучно привязан к матери, то он способен обратиться за помощью и сделать это адекватно, в соответствии со своим возрастом. То есть ребенок может обезопасить себя, сориентироваться в трудной ситуации.

Среди неблагополучных (негативных, нежелательных) типов привязанности можно выделить два следующих:

1. Ребенок выражает потребность в защите посредством дистацирования (пытается сделаться невидимым, уйти от проблемы), считает, что в случае активности мама будет отторгать его («он не будет вести себя активно и тогда будет в безопасности»);

2. Ребенок считает, что контакт с мамой можно установить, лишь раздражая ее.

Перечисленные негативные типы привязанности затрудняют процесс развития и обучения ребенка, его общение со сверстниками.

Здесь уместно говорить о модели хаотической привязанности, проявляющейся в бессистемности, когда реакцией на ребенка становиться не ласка и забота, а насилие со стороны родителей. То есть ребенок привязывается к родителям в силу биологических потребностей, без относительно того, бьют ребенка родители или нет. Это наиболее типичная проблема для детей из семей группы риска. Далее эта схема усваивается и устойчиво применяется ребенком, что у взрослых в свою очередь вызывает негативные эмоции, они начинают видеть в ребенке только «чертенка», как полную противоположность «ребенку-ангелочку».

Очень тяжело изменить что-либо в этой ситуации, и все же надо попытаться установить такой контакт с ребенком, чтобы появились предпосылки трансформировать небезопасную модель привязанности в безопасную. Надо понимать, что когда речь идет безопасности, то о безопасности личной, а это значит, что ребенок не станет все переделывать одним разом, ведь он потратил не мало сил, чтобы построить ту безопасность, которая есть у него сейчас. Не надо просить его отказаться от всего в одночасье, он этого не сделает.

И это логично, ведь привязанность происходит при длительности отношений ребенка и взрослого. Кроме того, ребенок всегда привязывается к конкретному человеку, а не к людям вообще. Другими словами ребенок строит индивидуальную модель отношений с каждым, простраивает свою уникальную связь с мамой, папой...Механизм привязанности при этом обладает автоматизмом: мы не выбираем к кому привязываться.

Однако, не смотря на биологическую запрограммированность привязанности, этот механизм с годами все же может меняться.

Привязанность представляет собой взаимную адаптацию, договоренность, оптимум в любых условиях, даже в случае небезопасной привязанности. Ребенок долгое время, если не всегда будет подходить к новому миру со старыми мерками, и этот мир для него будет содержать обилие опасностей и былых пятен, хотя реально их намного меньше. В этом случае не стоит игнорировать ребенка, обижаться на него. Наиболее типичная ошибка родителей в этом случае - рассматривать поведение ребенка (агрессию, дистанцированность) как неадекватное.

О позитивной для развития ребенка безопасности и комфортности можно говорить только в том случае, когда привязанность и родителей и ребенка взаимообоюдная, то есть, направлена друг на друга. Это является очень важным элементом родительства, когда ребенок «находится в голове, в мыслях 24 часа в сутки».

Президент клуба «Приемная Семья»,

КРОМО "РАВНОВЕСИЕ",

Мильштейн Гражина.