КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Детский отдых в Водлозерском Национальном Парке.

26.10.2005

Разделы:

В этом году Православный Центр организовал отдых своих воспитанников в двух летних лагерях. В рамках первого из них, июньского городского, ребята по мере возможности участвовали в озеленении территории вокруг здания епархии. Вторая смена проходила с 25 июля по 5 августа на базе экологического лагеря Водлозерского национального парка. Эта поездка стала возможной благодаря финансовой помощи со стороны Фонда детей и молодёжи Финляндии, а также благодаря КРОМО «Равновесие». В течение 11 дней 22 воспитанника Центра и трое взрослых (2 воспитателя и 1 родитель) жили в палаточном городке и трудились на территории Ильинского погоста бок о бок с двумя десятками других (невоцерковленных) ребят из города Петрозаводска и Пудожского района.

В целом, с точки зрения задач, стоявших перед православным Центром, лагерь надо считать удачным, его цель - достигнутой. Ребята обрели опыт жизни в палаточном городке на природе, взрослые познакомились с опытом организации такого лагеря. Проведены занятия по 10 заповедям. Вообще, с учетом не зависящих от воли организаторов факторов (здоровье, погода, нехватка навыка взаимодействия), вопрос возникает только по постному меню. Пост необходим в православном лагере, как совершенно необходимое приготовление к центральному пункту такого лагеря - причащению Святых Христовых Тайн. Церковь собирается вокруг Христа, жизнь православного лагеря концентрируется вокруг момента соединения со Христом. Значит, если двойное меню требует чрезмерных усилий повара, надо отказаться от двойного меню - либо избегая смешанных смен, либо переводя весь лагерь на рыбные блюда два-три раза за смену, что очевидно допустимо и даже полезно для здоровья. Жалобы на чувство голода в анкетах отмечаются на четвертый день - четверг, то есть день после похода, в который мы не постились, а также в тот день, когда нам была дана рыба без гарнира. В остальном можно выразить лишь благодарность персоналу лагеря и директору Парка, а также настоятелю Ильинского погоста о. Олегу Червякову. Сожалеем о том, что семейные обстоятельства не позволили ни педагогам Парка, ни воспитателям Центра провести занятия по основам выживания в лесу.

Анкетирование после лагеря показало, что наши ребята нашли общий язык со своими вожатыми, полюбили их, нашли друзей среди невоцерковленных сверстников.

День первый.

Заезд прошел хорошо. С высоты опыта кажется странной наша первоначальная идея о долгом путешествии трясучим автобусом по жаре вокруг Онежского озера, с огромным багажом. Кометой до Шалы гораздо удобнее, быстрее и организационно четче. До Куганаволока нас везли автобусами, оттуда мы плыли около трех часов на прицепном понтоне до о. Колгостров, на котором расположена база лагеря «Калипсо».

Расселение по палаткам в целом удачное, было бы идеально, если бы все центровские жили отдельно - чтобы не будить соседа утром (дело в том, что мы вставали за полчаса до официального подъема, чтобы помолиться). Палатки хорошие, лишь старшие девушки жаловались на протекающую палатку, но почему-то уже после лагеря. Сказывается и непривычка к жизни в палатке. Хороша мысль об отдельном вещевом шатре.

Тур по станциям («автобус», «сеть» и т.д.) нужно было бы провести уже в этот день или в следующий, чтобы ребята сразу могли сработаться. Кстати, тур этот (уже не помнится, в какой он был день) понравился всем анкетируемым и показал, что воспитанники Центра достаточно сплочены.

Представления отрядов очень бледные. Понятно, что творческий огонек еще не разгорелся, но для этого было слишком мало сделано. Мы на положении гостей отдали инициативу в руки персонала лагеря и вряд ли были готовы сами предложить нечто лучшее (можно было дать более творческое задание, к примеру, заданные вариации на сказочные темы в лагере «Богатырская застава», но для этого нужны подготовленные вожатые). Увы, дети не слушают ни друг друга, ни ведущего.

День второй.

Наш достаточно шумный подъем стал предметом критики со стороны повара Татьяны Николаевны, которая всегда вставала раньше и ложилась позже других. Впоследствии мы вставали шепотом. Молитва, чтение Евангелия и поучение утром, молитва и краткий разговор при свечах вечером не только ощущались как необходимость, но и частично заменяли анализ дня, разговор по душам, называемый «свеча» или «вечерний огонек», который обычно проводится в творческих лагерях. В течение смены к нам присоединились некоторые нецентровские дети и взрослые.

За завтраком мы познакомили детей с основными фактами жития св. пророка Илии в обстановке общего внимания, которое воцарилось, когда от чтения по монастырской практике мы перешли к свободному пересказу. После завтрака ребята отправились, согласно программе, на погост, послужили молебен пророку, поработали. Состоялось занятие по первой заповеди с ребятами Центра. После обеда занятия по этнографии, физике и оригами. С точки зрения православного педагога, не стоит слишком подробно знакомиться с колдовскими обрядами - это похоже на урок бытового шаманизма. Впрочем, Константин Кузьмич Логинов корректировал свои рассказы после разговоров с нами, раскрыл многие другие стороны традиционной жизни водлозерцев. Он оказал нам неоценимую помощь во многих случаях - чистил и жарил рыбу, помогал с переправой, готовил баню. Занятия с ним, судя по анкетам, ребятам нравились. Одна анкета положительно отмечает занятия по физике, ни одного отрицательного отзыва нет. С точки зрения просто педагога (я посетил, увы, лишь одно занятие по физике), хотелось бы больше наглядности - с опытами и примерами из окружающей природы. Это же пожелание относим и к себе.

В этой смене ребята купались не так много, как в жаркой июльской, но все-таки несравнимо больше, чем в предыдущих лагерях Центра, общались с водой,. Да и вода водлозерская уникальна, ее можно пить без кипячения прямо из озера. Купание понравилось всем анкетируемым.

После ужина мы провели игру по книге Жюля Верна «Таинственный остров». Хорошая задумка, но необходима корректировка. Игра не должна быть столь аналитичной, тем более на второй день; необходимы практические задания. Разделение на две команды не оправдало себя. Ребята слабо взаимодействовали, инициатива была в руках нескольких игравших, многие от бездействия потеряли к игре интерес.

День третий.

После завтрака большая часть лагеря отправилась в поход. Этот день положительно отмечен и ушедшими и оставшимися. Вторые радовались тишине и «целый день» играли в пионербол. Жаль, что не было футбольной площадки. В походе было испытание и комарами, и жарой, и тяжестью пути. К концу пути ребята устали, больше они бы не прошли. По дороге мы поели морошки, черники, в д. Канзанаволок увидели лодку-водлозерку, сделанную без железных гвоздей, познакомились с историей деревни, а также с реставратором Владимиром Казаковым, восстанавливающим Крестовоздвиженскую часовню. В этот день мы побывали еще в двух часовнях: на Ангиловой горе, где местным язычникам впервые явился Ангел и запретил гнать монахов, избравших эти края для жительства, и в возрождаемой на основе православной духовности д. Варишпельда. Как потом нам рассказал директор Парка, настоятель Ильинского погоста и житель этой деревни о. Олег Червяков, в каждой из сорока деревень Водлозерья до революции была своя часовня, на свой церковный праздник собиравшая жителей края, и один храм - Ильинский. Таким образом водлозерцы постоянно общались друг с другом, и в основе их общения лежала молитва, Богобщение. Там же, в Варишпельде, были проведены занятия по первым двум заповедям с обеими группами, а затем о. Олег рассказал о процветании Водлозерья в прошлом, которое определялось правильным отношением его жителей к Творцу и Его творению. Запомнилась веселая и дружная дорога домой на четырех лодках одновременно. Вечером - вместо запрограммированного диспута - КВН, подготовленный дежурной вожатой. Чисто развлекательное дело, что тоже иногда нужно. От заданий, подобных последнему - придумать несколько «антисоветов» («что нужно делать, чтобы стать нищим», например) - следует в будущем отказаться. Кстати, в течение почти всей смены спорт-инструктор Ярослав Бычков проводил мега-игру в стиле фэнтэзи, этакую незримую вселенскую борьбу светлых и темных. Игра разработана в соавторстве с Борисом Мазаевым. С нашей точки зрения, очень интересная задумка, однако, увы, со скучным магическим окончанием - исход «последней битвы» предрешен заранее обретением неких предметов. Таким образом, человек не имеет свободы выбора, с кем быть в течение игры, и не может в последней битве проявить таких качеств, как стойкость, смелость, ловкость. Но сама идея объединения смены или нескольких дней общим интригующим сюжетом может быть успешно использована в целях воспитания и обучения.

День четвертый. Наконец-то наш отряд дежурит! В обязанности входило: мыть посуду, накрывать на стол, носить воду для кухни, следить за чистотой в лагере.

После завтрака - первый день серьезной работы на погосте. Приходилось постоянно отрывать детей от поедания ягод и призывать их к продолжению работы. Это далеко не всегда действовало. В анкетах относительно этого дня часто встречается: «сильно устали, хотелось есть и спать», хотя сделали немного. Занятие по 3-й заповеди: не празднословь (и не программируй себя на грязь сквернословием); увы, многие нецентровские юноши и даже девушки сквернословили до последнего дня. Успеха трудно добиться даже с помощью отжиманий за две недели. Один из основных педагогических (и христианских) принципов: учи прежде всего своим примером. Провели занятие по 4-й заповеди: шесть дней не ленись, делая свои дела, седьмой день - и тоже неленостно - Богу.

С этого дня начались занятия с художниками, студентками из СПб. Вечером наша вожатая без согласования с нами провела игру «Любовь с первого взгляда», достаточно сомнительную в воспитательном плане - и по задачам и по методам. Были выбраны только центровские дети. К счастью, они отвечали целомудренно, и было видно, что для них это естественно, а неестественны предлагавшиеся задания.

День пятый.

Так называемые «православные» отряды идут в водный поход. Название не наше, и неверно по двум причинам. По крещению абсолютное большинство детей лагеря - православные христиане, кроме того, и наши ребята далеко не всегда ведут себя скромно, доброжелательно и честно, как подобает православным. Так же, как прочие, ругаются между собой, иногда отлынивают от работы, не всегда слушаются старших. Напоминание о греховности непослушания помогает, но не всегда. Надо объяснять, что так же, как мы слушаемся старших, нас будут слушаться младшие, и давать возможность попробовать себя в роли начальника. Конечно, и начальнику нельзя превышать свои полномочия.

Настороженное отношение к нам чувствовалось со стороны некоторых и детей, и взрослых. К счастью, это не вылилось в открытую вражду, и после Ильина дня атмосфера заметно потеплела. К концу смены многие нецентровские ребята подпевали «Отче наш», и нам стало легко общаться с вожатыми наших отрядов. Людей отпугивает форма обряда, все незнакомое, существует и естественное для «обычных людей», не проникнутых духом христианской любви ко всякому ближнему, первоначальное отторжение двух разных замкнутых коллективов. В этой связи, наверное, лучше было перемешать отряды.

В походе было принято верное решение остаться на Гостнаволоке, по пути к которому двоих из младших детей скосила морская болезнь, и не идти несколько километров лесом, как то было запланировано. Поход в среду четко показал пределы сил ребят. В лесу много комарья. Не было с нами и директора лагеря Елены Вячеславовны Кузнецовой, которая, по отзывам, может сделать пешую прогулку увлекательной лекцией со сбором гербария на ходу. Зато мы вдоволь наелись малины и поймали больших окуней, их которых получилась замечательная уха. Здесь же о. Олег отслужил молебен покровителю края преподобному Диодору Юрьегорскому в часовне его имени, которую, по благословению Владыки Мануила и по обету восстанавливает православная чета, сын которых по молитвам преподобного вновь обрел здоровье. После обеда мы поговорили на тему почитания родителей (5 заповедь), выяснили, что родителями должны считаться все участвовавшие в появлении на свет и воспитании, обсудили, что значит «воспитание» и «почитание».

День шестой.

Мы оставались в лагере. Ударно поработали на погосте. Приходилось понукать многих, но многие и работали на совесть. Сделали, по оценке очевидца предыдущих смен, гораздо больше, чем делается обычно. Из-за разговора по 6 заповеди (не убий) задержались с обедом, потом торопились на службу и поэтому отменили занятие по живописи. Трое наших ребят получили благословение настоятеля и достаточно неплохо пели на клиросе. Трое ребят исполняли обязанности пономарей.

День седьмой, воскресенье.

Утром мы с певчими и алтарниками пораньше отправились на погост. Наши ребята прибыли только к концу службы. Проблема с транспортом. С Колгострова на Ильинский можно идти вброд, но высоким ребятам и со службы - на службу лучше приходить сухими. Электромоторчик, с помощью которого перевозили детей, слабосилен и вряд ли позволяет двигаться быстрее, чем при движении с помощью шестов, которое помог организовать Дмитрий Константинович Логинов, и ранее и позже добровольно служивший нам паромщиком. Это нормально, здесь мы просто сами должны были хорошенько договориться по переправе. Причастие впоследствии и по этой причине было поставлено под угрозу. Послужили панихиду по убиенному иеромонаху Нилу.

После обеда и занятия с нашими двумя отрядами по 7-й заповеди (не прелюбодействуй, не делай преступления против любви, о целомудрии как науке создания целого, т.е. здоровой семьи), прошли образовательные часы. Совет воспитателей отверг сценарий нашей зарницы, с аналитическими и политическими моментами, с необходимостью делать выбор, и мы остановились на простой «войнушке» после ужина со срыванием нашивок, которая и прошла на ура - все были в восторге, кроме «убитых» на второй минуте игры младших. Их обида понятна, я помню, как сам обижался, когда в такой же зарнице старшие окружили меня и, обвив мою руку веревкой, хладнокровно сорвали нашивку. Прочие «мертвецы», позанимавшись немного с Еленой Вячеславовной изготовлением ловушки из прутьев, стремились вернуться в игру, что им и было разрешено при условии выполнения некоторого общественно-полезного труда. Таким образом все дрова быстро попали с пляжа в сарай, и бочки заполнились водой. В бой вступил даже моторист Женя. Выбитых малышей удалось потом успокоить и занять с помощью упражнений с шестом, заимствованным из кунфуистского боевика.

Почти всем анкетируемым понравились вечерние посиделки у костра. Еще раз выразим сожаление о том, что итоги дня не подводились по отрядам в задушевной обстановке костра или свечи. Возможно, стоит организовать еще одно (три?) костровое место.

День восьмой.

Утром, как обычно, зарядка босиком на пляже, выявляющая нашу изнеженность и самолюбие. Как обычно, часть времени уходит на то, чтобы добиться требуемой формы одежды: футболка и шорты. Так как врач лагеря Людмила Кимовна строго отслеживала состояние здоровья всех, и освобождала немощных от нагрузок, то все требования к одежде и физическим нагрузкам в течение лагеря следует признать справедливыми. Зарядка была построена грамотно и принесла запланированный эффект - закаливание, бодрость по утрам, укрепление мышц и т.п.

Работа на погосте. Снова можно отметить большее усердие к труду у центровских отрядов - за отдельным исключением. Впрочем, это естественно. Девочки мыли храм и очень устали. Хорошо, когда результаты труда очевидно полезны. В нашем случае, мы видели результат в день праздника. В некоторых других лагерях делается еще лучше: ребята зарабатывают, если не хлеб свой насущный, то хотя бы лакомства. Надо мотивировать труд. Но это практикуется в основном для старшеклассников.

Днем прибыли итальянцы-энтомологи и представитель Епархии В.И. Шеверталов с супругой. Виктор Иванович заметно разрядил обстановку перед праздником.

После обеда и занятия мы снова переправились на погост для участия в праздничной Всенощной. Участие в службах всем анкетируемым понравилось, никто не жаловался на усталость. В конце Всенощной ребята исповедались перед Богом с помощью опытного духовника, иеромонаха Власия. К сожалению, в этот и предыдущий день мы снова были поставлены перед выбором - кушать благоухающую курочку и тем лишить себя Богообщения или поститься. Поститься на рыбу, о ненужности которой в предшествующий причащению день мы говорили с поваром и которую мы все-таки узрели на столах, или нет, с риском быть не допущенными иеромонахом к Таинству. Двое детей отказались от Причастия, позавтракав на следующий день вместе с невоцерковленной половиной лагеря. Вспоминается классический Плохиш с его бочкой варенья и Исав, продавший первородство за чечевичную похлебку. Оказаться перед таким искусом и рискованно, и полезно. Ни одна анкета не содержит жалобы на чувство голода в день Причастия, хотя, например, в день 6-й некоторым «очень хотелось есть и спать!».

Ильин день. С утра 2 наших отряда перебрались на Ильинский. Праздничную службу возглавлял настоятель погоста - о. Олег Червяков. Служили спокойно и обстоятельно, затем последовал веселый крестный ход, во время которого всех обильно полили святой водой. Послужили литию на могиле о. Нила. Почти все остались довольны и продолжением праздника, конкурсами, организованными на поляне затейниками, купанием в этот день. Анкеты умалчивают о драке с пьяными местными, которую взрослым и старшим удалось быстро погасить, в первую очередь за счет общего доброго и миролюбивого настроя лагеря.

Вечером мы выбирали Президента, и пресс-конференция прошла интересно. Анархические элементы развили бурную издательскую деятельность, которая затем внезапно прекратилась, видимо, после внушения начальства. Недостаток - взрослые не помогали выстраивать президентскую программу, которая получилась во всех случаях несколько бесцветной.

День десятый.

Утро прошло спокойно. Наконец-то состоялось занятие по оставшимся восьми заповедям с нецентровскими отрядами, занятие, конечно, беглое. В это время избранный Президент имел возможность почувствовать себя в роли начальника, организуя досуг для оставшихся двух отрядов. Затем отряды поменялись. Днем прошел конкурс на лучшие пляжные постройки, конкурс, не воспринятый вначале большинством всерьез, но уже к концу дня вовлекший очень многих. Впервые отличился отрок Лев, постоянно до этого нуждавшийся в замечаниях, а тут соорудивший замечательные плоты из тростника. Фантазии строителей не было предела. Строили даже в ночь отплытия.

Вечером собирались устроить суд над дядей Федором из Простоквашино, в качестве иллюстрации к 8-й заповеди, с целью показать сложность мотивации всякого поступка, по видимости плохого или хорошего, бессмысленность осуждения, на которое мы скоры, хотя и не знаем множества факторов, определивших то или иное решение человека. Однако по предложению дежурной вожатой вместо этого устроили так называемую игру «Семья», которая в целом прошла неудачно. Среди причин - и моя личная плохая подготовка, и нарушение правил проведения (4 отряда вместо 2-х, теоретические задания вместо практических, которые не были до конца разработаны и не были обеспечены реквизитом), и то, что не все прослушали перед этим лекцию по заповеди о почитании родителей и старших, и общий низкий уровень культуры современной молодежи, и отсутствие навыка инсценирования, и малое время на подготовку (15-20 минут вместо обычных в таких случаях 1-1,5 часа). В памяти осталось удачное выступление одного центровского отряда (Саша Фоменко в роли знаменитой «бабки») и очень неудачное одного из нецентровских отрядов, который потом, слава Богу, взял реванш в последний день, представив лучшую сценическую программу.

После вечернего чая под незримым руководством директора и воспитателей ребята приняли участие в «Ночном путешествии», игре, привезенной из другого экологического лагеря. Суть ее - в поиске записок и выполнении данных в них неожиданных заданий, когда обстановка в любую минуту может измениться. Хорошо, что ребята были объединены на этот раз в две смешанные команды - это их немного сдружило перед последним днем.

День одиннадцатый, заключительный.

С утра - образовательная игра или тур по станциям, на которых проверялись знания полученные в течение лагеря. Был рад тому, что на станцию «Основы христианства» были направлены все 4 отряда. Думается, форма проверки знаний - ситуации, в которых каждому отряду нужно было поступить в соответствии с заповедями - выбрана удачно.

После «экзаменов» - веселые старты. Оно понравилось всем, но мы его, к сожалению, пропустили. Вместо этого мы присутствовали при таинстве крещения раба Божьего Василия, которое совершил отец настоятель. Это событие, конечно, тоже останется в памяти. Вечером на заключительной линейке о. Олег, теперь уже в качестве директора Парка, сказал ребятам прощальное слово, напомнив о былом расцвете Водлозерья, где люди в течение веков жили в гармонии с природой и ее Творцом, и пригласил всех возвращаться в этот край не только на следующее лето, но и приезжать жить. Директор лагеря Елена Вячеславовна вручила всем ребятам грамоты и сказала о каждом что-то хорошее.

Запомнилось ребятам и вольное дыхание «королевской ночи». Посадка на понтон в 5 утра с помощью работников лагеря и инспекторов Парка прошла четко, организованно. Но по пути к Куганаволоку мы все изрядно померзли.

Благодарим всех, кто участвовал в подготовке и проведении смены, руководил, готовил, лечил, учил, перевозил, подвозил продукты, молился и т.д. Благодарим председателя КРОМО «Равновесие» А.С.Гезалова, с помощью которого мы познакомились с программами Фонда детей и молодёжи Финляндии. Благодарим и сам Фонд, участвовавший в финансировании проекта.

В будущем следует избегать соединения в одном лагере двух разных подходов, надо все-таки делать цельную смену, а в нее уже вносить элементы экологического или христианского просвещения, отдельные мероприятия. Те, кто готовят программу лагеря, должны быть освобождены от бремени финансовых забот.

Диакон Виктор Заровняев,

заместитель директора Духовно-Просветительского Православного Центра во им. прп. Александра Свирского