КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Ценностные подходы в работе с замещающей семьей.

24.10.2005

Разделы:

Ссылки:

Можно выделить следующие ценностные подходы в работе с замещающей семьей. Прежде всего, это приоритет интересов и потребностей ребенка; открытость и сотрудничество замещающей семьи и специалиста; формирование базового доверия ребенка; организация встреч ребенка с биологической семьей; клиентоцентризм и индивидуальный подход; учет интересов семьи и создание благоприятных условий; обеспечение возможности самореализации ребенка; мультипрофессионализм. Но наиболее важным является понимание того, что не ребенок должен быть для семьи, а семья - для ребенка.

Для наиболее успешной реализации данных подходов специалисту целесообразно проявлять гибкость, уважение, заинтересованность и индивидуальный подход. Деятельность согласно этим критериям предусматривает необходимость быть тактичным, знать психологические и индивидуальные особенности ребенка, уметь работать в команде, владеть достоверной и полной информацией, адекватно воспринимать реальность, быть объективным, соблюдать конфиденциальность, проявлять компетентность, профессионализм и коммуникабельность, уметь организовывать сотрудничество и координировать деятельность, выступать в роли посредника и медиатора, использовать навыки анализирования и проявлять эмпатию, понимать позицию замещающей семьи, уметь выслушать и дать обратную связь, стать другом, которому можно довериться.

Таким образом, в работе с замещающей семьей акцент надо ставить на распознавании сильных сторон с дальнейшей опорой на них. В связи с этим признание и понимание уникальности каждого человека в каждом конкретном случае предполагает сосредоточие на исследовании своей собственной системы ценностей и потенциальных предубеждений, которые могут влиять на работу специалиста. Не стоит вставать в позицию судьи, правильнее будет оценить ситуацию с точки зрения влияния внешних объективных факторов на человека. Это достигается посредством понимания роли этики в социальной работе, когда последнее обязывает специалиста не ставить людей в невыгодное положение, навешивая на них ярлыки стереотипного поведения общества.

Другими словами понимание себя, умение почувствовать себя на месте другого человека, постоянная рефлексия своих действий, мыслей и поступков способствует эффективному и результативному общению, определяет нас как человека-личность и специалиста-профессионала.

Именно это человеческое тепло и понимание ждут от специалистов по социальной работе дети, оставшиеся без попечения родителей и замещающие семьи.

В данном аспекте рассмотрения проблем устройства детей, оставшихся без попечения родителей и организации сопровождения замещающей семьи особую актуальность приобретает рассмотрение деятельности Карельского неформального Клуба «Приемная семья». Цель Клуба - обеспечить возможность неформальных консультаций и психологической поддержки потенциальным и начинающим приемным родителям. Речь идет об организации сети поддержки замещающих семей. В Карелии этот Клуб представляет особую уникальность. Приемные семьи сами помогают друг другу советом, консультацией, психологической, эмоциональной поддержкой. Специалист лишь исполняет роль посредника и организатора-координатора «неформальной беседы». Сопутствующим направлением деятельности Клуба является профилактическая и информационно-просветительская работа. Посредством неформального общения потенциальная замещающая семья определяется в своем решении взять ребенка на воспитание. Они могут сравнить, взвесить все «за» и «против», осознать потребность заботиться о ребенке или понять, что они к этому не готовы, им нужно время или это вовсе не для них. Преодоление этих заблуждений потенциальных родителей и определении их четкой позиции предотвращает негативные последствия возвращения ребенка из приемной семьи обратно в детский дом. Другими словами ребенок не услышит: «прости, но тебе будет лучше в детском доме», «нам с тобой очень тяжело», «мы больше не можем быть твоими родителями», «прости, мы хотели быть твоей семьей, но у нас ничего не получилось». Следовательно, ребенку «не представится шанс» разочароваться в семье как в ценности, не нарушится его способность доверять людям и право быть любимым, жить и воспитываться в семье.

Президент Клуба «Приемная семья»

КРОМО "РАВНОВЕСИЕ"

Мильштейн Гражина.





Президент Клуба Мильштейн Г.Р.