КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
проект «ищу маму»
проведенные акции
о нас в прессе
сотрудничество
друзья и партнеры
100 лучших людей
ваше право
конкурсы
разное
об организации
контакты
гостевая книга
 
КРОМО «Равновесие» | разное | Нормативно-правовые, методические, рекомендательные и другие документы | Положение детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в 2002 году в городе Петрозаводске.

Положение детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в 2002 году в городе Петрозаводске.

   Среди категорий детей, находящихся в особо трудных условиях, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
   В 2002 году численность детей, оставшихся без попечения родителей, несколько снизилось: если в 2001 году было выявлено 258 таких детей, то в 2002 году - 216 (на 42 ребенка меньше). Более 20,4 % детей, оставшихся без попечения родителей, отобраны у родителей по решению суда о лишении или ограничении родительских прав. Число детей, отобранных у родителей, в результате лишения их родительских прав, составило 42, что меньше, чем в 2001 году на 45; 2-е детей были отобраны у родителей в результате ограничения их в родительских правах (в 2001 году- 7 детей).
   В детские дома и иные учреждения для детей-сирот устроено 97 детей (44,9%), 3-е (1,4%) детей соответствующего возраста устроены в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Как и в предыдущие 2 года, большинство детей (97 детей или 44,9 %) устроены для воспитания в семейной среде (усыновлены, приняты под опеку).
   В целом, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2002 году достигло 2545 человек, уменьшившись за год на 87 человек, или на 3,5 %, из них 80,9 % (2060 чел.) находятся под опекой или усыновлены, остальные дети воспитываются в различного рода учреждениях для детей.
   За год число детей-сирот в учреждениях уменьшилось на 20 человек, и составило 415. Из них 41 ребёнок находится в муниципальной специальной (коррекционной) школе-интернате № 47 для детей с психическими отклонениями.

Усыновление.


   На усыновление в 2002 году передано 60 детей (в 2001 г. - 51 ребенок). В семьи российских граждан передано- 18 детей, в семьи иностранных граждан - 42 ребёнка, что составляет 70 % от общего числа усыновлённых детей. Большой процент устройства детей на усыновление в семьи иностранных граждан объясняется нежеланием российских граждан брать ребёнка с проблемами развития в свою семью на воспитание. А, как правило, дети, остающиеся без попечения родителей, - это дети, имеющие большие проблемы со здоровьем.
   В настоящее время в отделе опеки и попечительства на учёте 18 российских граждан, желающих усыновить детей. Однако все они хотят усыновить только здорового ребёнка и в возрасте от 0 до 1,5 лет. Иностранные граждане принимают на воспитание в свои семьи детей, имеющих различные заболевания, а также детей старше 3-х, 7-ми и даже 10-12-ти лет. Безусловно, это соответствует интересам несовершеннолетних.
   С учетом масштабов международного усыновления и в интересах защиты прав детей при усыновлении в марте 2000 года Постановлениями Правительства Российской Федерации урегулированы многие вопросы, ранее препятствующие усыновлению детей иностранными гражданами.
   В целях упорядочения вопросов, связанных с усыновлением детей - граждан Российской Федерации российскими (в том числе постоянно проживающими за пределами России) и иностранными гражданами, принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации". В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 года № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" Минобразованием России в 2000 году были выданы разрешения на открытие представительств 18 иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей. Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации был закреплен механизм контроля за проживанием детей - граждан Российской Федерации, усыновленных иностранными гражданами и гражданами России, постоянно проживающими за ее пределами. Представители иностранных организаций направляют в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации письменные отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает ребенок. В первый год отчеты предоставляются каждые 6 месяцев, во второй и третий годы - один раз в год. На территории г. Петрозаводска работают 3-4 организации, имеющие лицензии Министерства образования РФ. Деятельность по усыновлению детей органом опеки и попечительства г. Петрозаводска ведётся строго в соответствии с Российским и международным законодательством.

Опека и попечительство.


   Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения, является наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
   В 2002 году опека (попечительство) была установлена над 78 детьми, в 2001 году - над 109 детьми.
   На учёте в отделе опеки и попечительства на 01.01.2003 года состоит 648 детей, находящихся под опекой (попечительством), (на 01.01.2002 года - 631 человек). На каждого подопечного заведено личное дело, где собраны сведения о ребёнке, его опекуне (попечителе), его родителях, а также о жилье и имуществе подопечного. За условиями жизни подопечных в замещающих семьях осуществляется систематический контроль, опекунам и попечителям оказывается необходимая помощь по вопросам защиты прав и законных интересов детей.
   Из всех детей, находящихся под опекой (попечительством), 455 детей (70, 2 %) получают денежные выплаты на питание и приобретение одежды, обуви на подопечного ребёнка. Выплата пособия производилась из средств республиканского бюджета, с задержкой до 2-х недель, в размере 1242 рублей на одного ребёнка. Безусловно, сумма эта очень мала и на сегодня её размер меньше величины прожиточного минимума. Кроме того, она нарушает нормы питания, одежды и обуви, предусмотренные законодательством РФ.
   Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 14.08.2002 г. № 2930 "Об установлении размера денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)", размер суммы, выплачиваемой опекунам (попечителям) назначен в размере на детей школьного возраста - 2404 рублей, детей дошкольного возраста - 1560 рублей. С 01 января 2003 года выплаты опекунам производятся в полном объёме.

   Дети, находящиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

   По-прежнему, большое количество детей, оставшихся без попечения родителей, направляется в государственные учреждения. На конец 2002 года в городе функционировало 4 детских дома, три группы для детей-сирот в детском саду № 120, три группы для детей-сирот, имеющих отклонения в умственном развитии в школе-интернате № 47 системы образования, 1 дом ребёнка системы здравоохранения.
   В Доме ребёнка на конец 2002 года воспитывалось 70 детей. За последние три года число воспитывающихся в них детей практически не изменилось, однако сирот среди них по сравнению с 2001 годом стало немного меньше (в 2002 году сироты составляют 44,3 % всех воспитанников домов ребенка или 31 ребёнок, в 2001 году сирот было - 56, 9% или 42 ребёнка).
   Дети в раннем возрасте имеют максимально высокие шансы на усыновление, особенно при условии своевременного проведения необходимой реабилитации. В результате более половины детей-сирот из домов ребенка передаются на усыновление и их число стабильно: в 2001 году 53,8% выбывших детей из домов ребенка выбыли в связи с усыновлением (21 ребёнок), а в 2002 году уже 52,5% (28 детей).
   Показатели возврата детей из домов ребенка к родителям несколько снизились (35,9% (14 детей) в 2001 году и 28,8% (17 детей) - в 2002 году), перевод детей в учреждения органов социальной защиты населения тоже снизился - (22,2% (2 ребёнка) в 2001 году и 10% (6 детей) в 2002 году), в интернатные учреждения системы образования (7,7% (3 детей) в 2001 году и 5,1% (3 детей) в 2002 году).
   Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования:

Учреждение1999г.2000г.2001г.2002г.
Детский дом N 187858685
Детский дом N 21031059186
Детский дом N 397958579
Детский дом N 4116999794
Школа-интернат N 4750363341
Детский сад N 12059344230
ВСЕГО512454435415


   В последние годы идет процесс реформирования интернатных учреждений системы образования. Стали создаваться условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 8-10 человек), что облегчает их социальную адаптацию. Продолжаются процессы разукрупнения групп и самих учреждений, ликвидации возрастной ступенчатости, организации жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах, приближенной к условиям семейного воспитания, наметилась положительная тенденция в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, во всех детских домах есть кабинеты социально-бытового ориентирования, где выпускники учреждений приобретают навыки ведения хозяйства. Однако, находясь на полном государственном обеспечении, им трудно полученные навыки использовать в каждодневной жизни.
   В 2002 году сохранялась сложная ситуация в материально-техническом обеспечении детских домов. Остро стоит проблема обеспечения воспитанников одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями. Не достает медикаментов, автотранспортных средств.
   В 2002 году детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировались по следующим статьям бюджета: зарплата сотрудникам, питание детей, коммунальные услуги.
   На питание 1 ребенка-сироты, в частности, приходилось от 40 рублей в начале года до 60 рублей в конце года. Содержание одного ребёнка в детском доме в среднем обошлось городу в 188, 98 рублей в день. В 2003 году запланировано выделение 202, 36 рублей в день на содержание ребёнка. По факту за январь месяц т.г. на каждого ребёнка в детском доме израсходовано- 184 руб. 20 коп., из них на питание- 47 руб.77 коп.
   Укреплению материально-технической базы интернатных учреждений способствовало выделение средств из федеральной целевой программы "Развитие образования" на приобретение и поставку физкультурно-оздоровительного оборудования на общую сумму 104,0 тыс. рублей. Также каждое учреждение имеет своих спонсоров, за счёт средств которых приобретаются бытовая техника, одежда и обувь для воспитанников, а также производятся ремонтные работы в учреждении.
   Особого внимания заслуживает проблема социальной адаптации выпускников детских домов. В 2000-2001 учебном году из детских домов города вышли 34 выпускника, в 2001-2002 учебном году - 53.
   Данные об образовании и поступлении в учреждения профессионального образования приведены в таблице:

  2000-2001 учебный год 2001-2002 учебный год
Всего выпускников 34 53
Имели образование:
Среднее (полное) образование
1 3
Основное общее образование 24 32
Без основного общего образования 9 (26%) 18 (34%)
Продолжили обучение: в ВУЗах 1  
Учреждениях среднего профессионального образования 4 8
Учреждениях начального профессионального образования 29(85%) 43(81%)
Трудоустроены   2


В настоящее время из всех выпускников (87 человек) 2000-2001, 2001-2002 учебных годов:
-продолжают обучение - 62 человека, (71%)
-закончили обучение и трудоустроены - 15 (17%)
-числятся на учете в центре занятости - 1
-служат в рядах армии - 2
-вышли замуж и воспитывают ребёнка - 6
-находятся под следствием - 1
   Почти все выпускники, обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования, проживают в детских домах города. Поэтому между учреждениями начального профессионального образования и детскими домами заключены договоры, предусматривающие обязательства сторон по отношению к выпускникам, их права и обязанности.
   Выпускники обеспечены пятиразовым питанием, получают повышенную стипендию, им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, они получают средства на обмундирование (одежду и обувь), обеспечиваются проездными билетами для проезда на городском транспорте.
   Таким образом, выпускники остаются под присмотром своих воспитателей до совершеннолетия или до окончания учреждения профессионального образования. Однако такая длительная опека выпускников со стороны государственных органов и нахождение их в детском доме после 18 лет отрицательно влияют на социальную адаптацию, порождают иждивенчество.
   Особые трудности вызывают вопросы обеспечения выпускников жильём. В городе сложилось тревожное положение в отношении обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2003 года в списки на внеочередное предоставление жилого помещения включены 174 выпускника детских домов. В детских домах города находятся 160 воспитанников, которые также имеют право на получение жилой площади в г. Петрозаводске и в скором времени пополнят списки детей, нуждающихся во внеочередном получении жилья.
   В результате отсутствия жилья у выпускников детский дом не может до 18 лет выпустить их из учреждения, помочь ему обеспечить условия для дальнейшей нормальной жизни.
   Выпускники последних двух лет следующим образом обеспечены жилой площадью:

Имеют закрепленное жильеИмеют право на жилье в г.Петрозаводске
5730


   Проблема обеспечения жильем выпускников сиротских учреждений является одной из наиболее острых и трудно решаемых. По данным управления жилищного хозяйства администрации города обеспеченность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильём представлена следующим образом:

  До 2000 года 2000 год 2001-2002 годы
Количество детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
включённых в списки на внеочередное
получения жилья
134 151 162
Из них:
-не обеспечены жилой площадью
-временно обеспечены
-обеспечены

44
36
54

127
15
10

149
13
 


   Кроме того, существует проблема социальной инфантильности выпускников, которые, имея закрепленное жилье, не всегда им умело распоряжаются. Действующим законодательством не предусмотрена защита детей- выпускников сиротских учреждений, которые, имея закрепленное жилье, вынуждены возвращаться в ту же социальную среду, где они находились до определения их в государственные учреждения. Такие выпускники не имеют права на предоставление даже койко-места в общежитии (п.1, 3 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
   Проблемы обеспечения выпускников учреждений для детей-сирот жильём обсуждались на совещаниях администрации города. Результатом обсуждения стало выделение 400,0 тыс. рублей Правительством Республики Карелия на приобретение квартиры двум детям из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Эта проблема будет решаться при условии, что средства на строительство и приобретение жилья данной категории регулярно будут закладываться в бюджет республики.

   Для улучшения положения детей-сирот и обеспечения их прав необходимо:

- продолжить работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развивать новые формы семейного устройства этой категории детей (в рамках действующего законодательства);
- продолжить работу по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства (изучить вопрос об открытии отделения по патронатному воспитанию при одном из детских домов г.Петрозаводска и создании системы подготовки патронатных семей, которым можно передать детей на воспитание).
- обеспечить реализацию действующего законодательства по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на жилье, получение образования, трудоустройство), путём урегулирования межбюджетных отношений структур власти.
- привлекать для финансирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средства внебюджетных источников;
- в качестве одного из важных вариантов социализации выпускников детского дома изучить вопрос о создании социальной гостиницы как подразделения СРЦ "Надежда" или самостоятельного учреждения для временного проживания выпускников - сирот, не обеспеченных жильём на момент выпуска из учреждений;
- ежегодно включать в бюджет РК статьи расходов на строительство и приобретение жилья для выпускников детских домов, на выплату средств опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях

Выводы и предложения:

   Анализируя ситуацию, характеризующую положение детей-сирот и детей, оставшихся без опеки и попечительства, необходимо признать, что много проблем в данной сфере существует из-за отсутствия целостной структуры системы социальной адаптации, отсутствия в городе активной позиции ведомств по отношению к защите прав детей. Прежде всего, это касается вопросов первичной профилактики социального сиротства и работы с кровными семьями, воспитывающими детей.

   Для улучшения работы по защите прав детей, сокращения социального сиротства необходимо:

1. Создать в образовательных округах единое реабилитационно-коррекционное пространство, объединяющее всю сеть разнопрофильных учреждений и служб, оказывающих помощь семье и детям, имеющим различные жизненные проблемы, с целью выявления семей с детьми, нуждающихся в помощи государства, сбору в полном объёме и анализу информации об этих семьях, а также оказанию им помощи.
2. Скоординировать действия имеющейся системы государственных органов и учреждений, занимающихся защитой детства, с целью защиты семьи и детей и для обеспечения ранней диагностики и профилактики угрозы для развития, жизни и здоровья детей через оказания психолого-медико-социальной помощи.
3. Сформировать на базе всех учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты систему психолого-медико-социальной помощи семьям и детям, проживающим в образовательных округах.
4. Приступить к формированию системы постинтернатной адаптации для выпускников интернатных учреждений.


© КРОМО «Равновесие» 2003
© Disagree 2003